Конвертация вкладов: Pro et contra [ Редагувати ]

1 января 1990 года власти Аргентины объявили о принудительной конвертации правительственных облигаций и долгосрочных депозитов в национальной валюте в долгосрочные правительственные облигации, номинированные в долларах США (BONEX 89). Несмотря на столь решительные действия за последующие 2 месяца валюта девальвировалась еще в 2,5 раза и инфляция достигла 70% в месяц.
Новая принудительная конвертация депозитов была осуществлена в Аргентине в 2002 году и привела к уличным беспорядкам.
В 1998 году российские власти собирались теми же средствами бороться с дефолтом, но негативный общественный резонанс заставил россиян отказаться от этой затеи.
По сообщениям некоторых СМИ, вопрос конвертации всех долларовых вкладов и кредитов в национальную валюту ныне весьма активно обсуждается в банковской среде и в Нацбанке в частности. Секретариат президента отрицает свою причастность к этим планам, сам Ющенко назвал такой шаг "большой глупостью". Однако источники "Подробностей" сразу в нескольких коммерческих банках утверждают, что идея все еще жива.
Насколько поможет подобная инъекция болеющей кризисом украинской экономике, сказать трудно. А вот удар по населению страны может оказаться очень сильным, ведь на сегодняшний день из 27 миллионов депозитных счетов в банках страны, 42% граждане Украины открыли в иностранной валюте, чаще всего - в долларах, реже - в евро. При этом неизвестно, по какому курсу и когда может пройти такая принудительная экспроприация сбережений населения. В любом случае, принудительный перевод всех сбережений в национальную валюту приведет к массовым искам против банков и против правительства. Судебные разбирательства потребуют времени. В этом контексте трудно рассматривать такой шаг властей, как эффективный и соответствующий динамике развития кризиса.
На сегодняшний день Украина является фактически бивалютной страной. Этот факт очень сильно тормозит развитие экономики страны и не дает возможности сделать гривну конвертируемой валютой. С этим трудно не согласиться, однако возникает вопрос, почему полное исключение доллара из финансовой системы страны должно быть произведено именно сейчас и непременно в условиях кризиса. Если перевод вкладов и делать, то очень аккуратно, так, чтобы это не вызвало паники и впечатления, что государство хочет обворовать людей – так считает председатель правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук.
Действительно, ведь можно было бы постепенно отказаться от практики предоставления населению валютных вкладов и кредитов. Например, достаточно было бы зафиксировать все валютные вклады и кредиты на определенную дату и после этого выдавать и принимать только гривну. С другой стороны, принудительный перевод старых вкладов в национальную валюту мог бы иметь место, только в условиях куда более благоприятных для гривны, а не в период, когда по уровню обвала национальной валюты Украина занимает чуть ли не лидирующие места в мире.
Украинские банки боятся, что в новом году начнется вал невыплат по кредитам. Невозможности платить валютный кредит в связи со скачущим курсом доллара боятся и заемщики. Но в случае с валютными кредитами принудительная конвертация может быть взаимовыгодной как для банков, так и для населения: банкам невыгодно отбирать и складировать заложенное имущество с перспективой понести еще большие потери, и они могут пойти на определенные уступки заемщикам. А вот в случае с депозитами все куда сложнее: в условиях кризиса подобная мера является по сути скрытой формой насильственной экспроприации имущества граждан Украины.
И это понимают сторонники принудительной конвертации. Не случайно, видимо, некоторые активные ее адепты на следующий день уверяли средства массовой информации в том, что подобного в Украине произойти не может, и все разговоры на эту тему являются провокацией…
Ведь кризис – не стабильное состояние общества, он развивается и постепенно сходит на нет. В условиях очень развитой мировой экономической инфраструктуры кризисные явления для планеты характеризуются сегодня массовыми финансовыми миграциями. У многих стран львиную долю золотовалютного резерва составляет доллар. Инвесторы в их экономики начнут отказываться от "долларовых" капиталовложений, и в большинстве случаев эти страны испытают отток долларовой массы. В 2009 году, по прогнозам прогнозируют ведущих экономистов организации "Конференция ООН по торговле и развитию" (UNCTAD), обменный курс доллара значительно снизится. К падению американской валюты приведет в первую очередь стремительное увеличение внешней и внутренней государственной задолженности США.
Удешевление доллара во всех предыдущих кризисах североамериканской экономики приводило к ее оздоровлению и обозначало пути выхода из патовой ситуации. Так или иначе, именно США станет стартовой площадкой оздоровления и экономики мировой. Не стоит и сомневаться, что волна этого оздоровления доберется и до Украины, а это значит, что укрепится и украинская денежная единица.
Может быть, стоит подумать об избавлении от бивалютности именно тогда, когда для этого в Украине воцарятся благоприятные экономические условия? И именно к этому времени спланировать этапы перехода на гривну конвертируемую, а не зависимую от иностранной валюты. Может, нашим экономистам стоило бы собраться вместе и выработать единую стратегию экономического развития страны на годы вперед?
Сегодня мы наблюдаем начало краха мировой финансовой системы, которая правила 50 лет. Теперь миру нужно придумать новый денежный эквивалент торговли, который будет более стабильным и честным, нежели доллар. Центральные банки многих стран уже давно перестраховались и перевели свои активы в другие валюты. Как говорит топ-менеджер банка "Финансы и Кредит" Игорь Львов, банкиры всегда стараются следовать принципу "не держать все яйца в одной корзине".
Пусть Украина сегодня имеет крупный государственный и корпоративный долг, пусть слаба национальная валюта, пусть у страны в пассиве негативный торговый баланс, но все же, по сравнению с теми же США, наше положение нельзя назвать плачевным. Мы в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций, таких, как строительство дорог, инфраструктуры, доступного и социального жилья, и производства товаров для внутреннего рынка, а это, несомненно, будет стимулировать спрос на национальную валюту. Тем более, что купить украинские товары будет стоить значительно дешевле, чем импортные. А это значит, курс гривны, так или иначе, будет расти по отношению к доллару.
Поэтому остается надеяться, что подобные предложения при отсутствии единой общеукраинской экономической стратегии так и останутся всего лишь предложениями.