Киевсовет: Пост сдан - пост принят [ Редагувати ]

Мартовская попытка главы КГГА обезглавить Киевсовет обернулась фальстартом. Но второй заход в ту же реку прошел успешнее. Менее чем через месяц Олесь Довгий лишился должности. Причем – вроде как по собственной инициативе. А на смену ему пришла владелица "Эпицентра".
Недолго музыка играла
К середине апреля 2011 года кампания по вытеснению из киевской власти команды "молодых профессионалов" успела пройти несколько этапов. За неполный год в столице исчезли районные советы, полномочия градоначальника разделили на двоих, а кадровые перестановки и уголовные дела несколько изменили чиновничью картину столицы. При этом главным оплотом сопротивления новым веяниям до недавних пор оставался Киевсовет. Серьезную атаку против автономии депутатов, которые до того по мере необходимости поддерживали начинания "откорректированной" власти, глава КГГА предпринял 31 марта. Тогда, отчитываясь за предыдущий год, Александр Попов подытожил: за многие проблемы столицы (и в первую очередь – земельные) ответственность несут сильные города сего – мэр и секретарь городского совета. Тогда же ставленник центральной власти предложил сместить Олеся Довгого. После некоторых трений смелая идея была поставлена на голосование самим "подозреваемым". Но попытка провести блицкриг провалилась – 28 "за" для эпохального решения было маловато.
Как оказалось вскоре – разовый успех долгого покоя не гарантировал. В день несостоявшегося свержения Олеся Довгого сопредседатель фракции Блока Леонида Черновецкого (БЛЧ) пытался парировать аргументы Александра Попова в стиле "Это неправильно – все вернуть". Как известно, 8 апреля Дениса Комарницкого задержали правоохранительные органы. Затем был объявлен в розыск зять Леонида Черновецкого Вячеслав Супруненко. А секретарю горсовета тем временем советовали серьезнее подумать об отставке.
Даже с учетом многочисленных заявлений политических противников, а также их готовностью подстраховаться и собрать голоса для проведения внеочередного заседания Киевсовета, Олесь Довгий до последнего показывал стойкость в бою. Слухи о том, что он сам уже готов подать в отставку настойчиво отрицались, а еще 18 апреля пресс-служба политика цитировала шефа: "На сегодня голосов для принятия такого решения нет. Весь Киевсовет объединился вокруг Довгого не как вокруг личности, а для защиты местного самоуправления. Ведь если депутаты "сдадут" Киевсовет, то он перестанет быть площадкой, на которой можно высказать свое мнение и автоматически станет придатком Киевской горадминистрации". К концу того же дня оптимизм понемногу сошел на нет – Олесь Довгий признал, что добровольное заявление он все-таки написал, и назавтра депутатскому корпусу предстоить принять решение.
Вторая за неполный месяц попытка лишить секретаря Киевсовета его кресла прошла не в пример удачнее. В поддержку такого варианта развития событий проголосовали 112 из 113 зарегистрированных в зале избранников киевлян. В дальнейшем потерявший должность и покинувший фракционные ряды депутат планирует и дальше работать на благо избирателей на общих основаниях. По поводу судьбы, ожижающей Олеся Довгого и у политиков, и у политологов общего мнения нет. Одни не исключают, что экс-секретаря ждет незавидное будущее – вплоть до уголовного преследования, правда, необязательно, что прямо сейчас. Другие предполагают, что ближайшие месяцы Довгий проведет тише воды – ниже травы. "Я не исключаю, что по примеру Супруненко он может удалиться за границу и попытаться пересидеть сложные времена, чтобы минимизировать риск ареста и правовых претензий, связанных с земельными махинациями", - рассматривает варианты глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко. Третьи допускают, что безопасности бывшего главы Киевсовета после добровольной отставки уже мало что угрожает, а впереди его могут ждать политические перспективы – вплоть до создания собственного депутатского объединения, собравшего "сливки" с фракции БЛЧ, которой все громче предвещают распад.
Смена караула
Накапливающийся интерес к политическому будущему Олеся Довгого на первых порах ожидаемо померк в свете открывшихся вдруг перспектив. Вопросом вопросов в одночасье стало выяснение: кто же придет на место опального секретаря?
Долго держать интригу киевские власти не стали. Судьбоносное кадровое голосование было назначено на следующий же день. Не стали хранить в секрете и перечень возможных участников гонки. Как наиболее вероятная смена Олесю Довгому уже некоторое время называлась член фракции ГАК ("Гражданский актив Киева") Галина Герега. Совладелица сети строительных супермаркетов "Эпицентр" и участница рейтингов отечественных богачей (по версии журнала "Фокус" в 2011 году депутат и ее супруг вместе занимали 27 ступеньку из 200 с 890 миллионами долларов предполагаемого состояния) изначально была "назначена" в нейтральные кандидатуры. Но тут следовало учитывать, что ГАК (спонсируемый, по слухам, нардепом-"регионалом" Василием Хмельницким, которого часто считают не чужим Блоку Литвина) на деле на протяжении нескольких лет выступал достаточно последовательным сателлитом Блока Черновецкого. И на место секретаря горсовета Галину Герегу официально предложил именно Леонид Михайлович, хоть и поговаривают, что лишь после "собеседования" у Александра Павловича.
На то случай, если депутатский корпус идея градоначальника не устроила бы, согласительный совет допускал, что по инициативе избранников народа мог быть рассмотрен еще один вариант. Альтернативой подчеркиваемому "нейтралитету" служила партийная солидарность. Вторым вероятным кандидатом на пост главы горсовета считался Владимир Дейнега – глава комиссии по вопросам собственности и замглавы фракции ПР.
Претворить 20 апреля в жизнь взвешенный в партийном отношении вариант возможным сторонникам такого сценария не удалось. Многочисленные консультации, судя по результату, прошли успешно. Несмотря на то, что принявшие решение проигнорировать голосование "бютовцы" прогнозировали затягивание процедуры, представительница ГАК выдержала испытание без видимого труда – за Галину Герегу было отдано 89 голосов из 90 возможных в этот день.
Собрать достаточное количество "за" в пользу кандидатуры Дейнеги не слишком многочисленным "регионалам" горсовета было бы непросто даже с поддержкой Александра Попова, а также той части перманентно оппозиционных депутатов, которые могли бы проголосовать по схеме "Кто угодно, лишь бы связи с БЛЧ поменьше". В таком случае следование киевских властей путем наименьшего сопротивления выглядит вполне ожидаемо. Главное – во что же именно выльются результаты апрельской рокировки. Варианты возможны. С одной стороны, чем нейтральнее кандидатура секретаря горсовета, тем удобнее будет КГГА со временем "лепить" если не постоянное, то хотя бы ситуативное большинство, которое будет легализовать решения. С другой стороны, можно допустить и то, что успех кандидатуры от ГАК, так горячо поддерживаемой Блоком Черновецкого, может оказаться демонстрацией того, что у вытесняемой власти есть еще порох в пороховницах, сиречь желание и возможность и дальше торговаться с властными "новичками" с тем, чтобы обеспечить себе максимально комфортные пути к отступлению.
Какая бы точка зрения ни оказалась ближе к реальности, по мнению оппозиции, проблему было бы правильнее решить более радикально – "простым" переизбранием всех и вся. "Любой новоназначенный секретарь будет иметь проблемы с большинством Черновецкого, которое продолжает "заправлять" в Киевсовете, поэтому столице нужны новые выборы", - убежден Виталий Кличко. Но в такой вариант мало кто верит. "Исходя из того, как развиваются события, власть готова пойти на любые уступки команде Черновецкого, только бы не допустить выборов", - считает традиционно неравнодушный к киевской политситуации вице-спикер Николай Томенко.
Видимость стабилизации положения дел и в самом деле, как минимум, на какое-то время снимает с повестки дня вопрос необходимости новых выборов в столице. И все же успех операции по смене секретаря Киевсовета некоторые эксперты считают тревожным знаком. При всех недостатках правления "молодой команды" всегда следует помнить, что выбирали их киевляне, тогда как дальнейшее расширение влияния Александра Попова может говорить об уменьшении значимости столичной выборной власти."… Это не просто победа. Это формирование нового способа управления властью в крупных городах. Скоро доберутся до Одессы, Харькова, Днепропетровска. Это то, что сейчас творится по всей стране. Партия регионов подгребает под себя все местное самоуправление по стране", - допускает директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Схожие тенденции действительно в последние месяцы становятся все заметнее. Впрочем, нынешние власти не раз уже демонстрировали навыки в достижении своих целей с наименьшими затратами. На демократию – в том числе.