КСУ спустил красный флаг [ Редагувати ]

В эпопее с праздничным применением красных флагов поставлена, как минимум, жирная точка с запятой. КСУ пришел к выводу, что использование знамени победы наравне с государственными символами недопустимо. Но такое решение вызвало понимание далеко не у всех.
Суд сказал свое слово
Непростая судьба законопроекту, предлагающему официально отмечать День победы под красным знаменем, была суждена заранее. В обществе его приняли ожидаемо остро – инициатива народных избранников стала катализатором массовых беспорядков во Львове 9 мая. Но и политическую долю проголосованного 21 апреля закона трудно назвать безоблачной. Очевидно, не желая брать на себя груз идеологической ответственности, на Банковой одобрять идею парламента долго не спешили. Напомним, в канун праздника президент отправил принятый ВРУ нормативный акт на анализ в Министерство юстиции, а подписал его только 20 мая – когда страсти вокруг бурного празднования немного поутихли. На этом злоключения неоднозначного закона не закончились. Уже 24 мая Юрий Костенко попросил о том, чтобы особенности увековечивания памяти победы растолковал КСУ. Производство по обращению лидера Украинской народной партии стартовало в начале июня. И уже 17-го судьи огласили вердикт, который порадовал оппозицию и развел партии власти по разные стороны баррикад.
Решение Конституционного суда заслуживает внимания. Брать на себя ответственность разрешать или категорически запрещать любое использование знамени победы судьи не стали. Вместо этого – они пресекли практику приравнивания красного флага к государственным символам.
Судя по всему, самым слабым моментом принятого в апреле закона оказался абзац, посвященный "официальному подъему" копий победного стяга рядом с государственным желто-голубым знаменем. Фундаментом обоснования КСУ стала та статья Конституции Украины, которая определяет список госсимволов. Основной закон разночтений не позволяет: к их числу относятся совершенно конкретные флаг, малый герб (проект большого, как известно так и не утвержден) и гимн с такой же совершенно конкретной музыкой и словами, устанавливаемыми отдельным нормативным актом. Соответственно, полагают судьи, если депутаты хотели допустить применение другого флага наравне с самым главным в стране, им заранее стоило позаботиться об изменении перечня госсимволов. Согласно КУ такое редактирование действующего законодательства потребовало бы конституционного большинства голосов, тогда как красный флаг на День победы был узаконен лишь 260 "за". В силу этого КСУ пришел к предсказуемому выводу: раз представление о государственной символике не поменялось, то и другим флагам рядом с государственным делать нечего.
Стоит отметить, что формулировка об обязательном для исполнения, окончательном и не подлежащем обжалованию решении КСУ касается только одного абзаца "краснознаменного" закона – именно того, который предполагал "официальный подъем в День победы копий знамени победы на зданиях (мачтах, флагштоках) рядом с государственным флагом Украины". Другие нововведения возражений судей не вызвали, а, значит, о полном запрете использовать красное знамя в "победных" (и "приравниваемых" к ним других памятных акциях) мероприятиях речь не идет. И все же сторонники максимально официального использования еще одного флага потерпели поражение. Правда, не все готовы его признать.
(Не) Соломоново решение?
Складывается впечатление, что в меру дипломатичное решение КСУ не только порадовало оппозицию (в БЮТ даже упомянули слово "реабилитация"), но и позволяет многим представителям властного лагеря вздохнуть с облегчением. По словам "регионала" Владимира Олейника, вердикт суда показал, что "у нас существует и демократия, и правовая система, которая разрешает нас (ВРУ, - "Подробности") поправить, если мы где-то ошиблись". Аналогичного мнения придерживается и его коллега по партии. "Мы не являемся специалистами высочайшего конституционного права, такими, какими являются судьи КС. Каждый человек ошибается", - поясняет нардеп Владимир Ландик. Показательным в этой ситуации является, пожалуй, то, что парламентские "регионалы" спешат взять часть ответственности на себя, но не взваливать ее на плечи президентского окружения. Тогда как их оппоненты убеждены, что без содействия со стороны Банковой КС не обошелся. "Совершенно очевидно, что в Украине Конституционный суд подобные решения не принимает без консультаций с Администрацией президента. Совершенно очевидно, что то крыло в Администрации, которое проводит необандеровскую политику, оно переиграло в данном случае парламентское большинство, ну и, мне кажется, самого президента", - строит предположения коммунист Александр Голуб.
Независимо от того, кто может быть "назначен" вдохновителем решения КСУ, благодаря нему просматривается знакомая модель поведения, которая позволяет политической верхушке аккуратно обходить самые спорные в идеологическом отношении политические моменты. С одной стороны, власти не выступают против инициатив, которые могут встретить поддержку у многих своих избирателей. С другой – руководство страны максимально от них дистанцируется. С третьей – способствует сохранению некоего подобия статус-кво. "Подобную тактику - подписывать закон, а потом отменять его судом - применяют не впервые. При Ющенко Бандере дали героя, но суд это решение отменил. Эта тактика будет использоваться по мере необходимости и дальше. Часто президенту приходится раздваиваться, действуя с учетом интересов своих избирателей, а также с позиций гаранта стабильности в стране", - допускает глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
И все же идеологическое перемирие решение КСУ не гарантирует. Абсолютного единства мнений нет в Партии регионов. "Безусловно, мы должны выполнять решение Конституционного суда, но то, что, при празднованиях, копия знамени Победы будет вывешиваться, я в этом не сомневаюсь. Я его лично буду поднимать, это уже принципиальная позиция", - цитирует давнего защитника прав красных флагов Вадима Колесниченко "Газета.ua". Не менее радикально настроены и коммунисты. В Луганске не собираются отказываться от вывешивания флагов, а представители КПУ в Верховной раде готовы переписывать закон заново и подумывают о том, не покинуть ли им все-таки парламентское большинство. "Я думаю, что эти факты получат достаточно жесткую оценку на съезде Коммунистической партии Украины, который откроется завтра, вплоть до возможности обсуждения вопроса о выходе из большинства", - предупреждает все тот же Александр Голуб. Список проблемных для коммунистов вопросов пополнился – раньше главным поводом покинуть большинство числилась пенсионная реформа…
"Соломоново решение" КСУ чревато не только переформатированием экс-коалиции. Вполне вероятно, что запрет уравнять в правах красный и желто-голубой флаги на День победы будет резко воспринят не только отечественными коммунистами, но и политиками соседних стран. Во всяком случае, о своем неодобрении такого судебного начинания уже успел рассказать Михаил Горбачев. "Это просто удивительное и странное решение, неуважительное к огромному количеству людей. Оно противоречит историческим факторам. Ведь мы все вместе боролись с фашизмом под Красным знаменем, и сейчас пропалывать историческую память - это очень опасное занятие", - заявил первый и единственный президент СССР. Болезненное отношение России к попыткам "пересмотреть историю" все еще актуально – и в очередной раз заняться этим вопросом Госдума планировала как раз 17 июня…
К тому же не следует забывать о том, что вердикт Конституционного суда вряд ли гарантирует снижение напряжения не только среди представителей политикума, но и в обществе. Семнадцатого июня принятие решения ознаменовалось стычкой коммуниста Юрия Соломатина и "свободовцев" под зданием КСУ и дракой экс-бютовца Олега Ляшко с членами фракции ПКПУ в сессионном зале Верховной рады. А ведь еще впереди обещанная радикалами поездка во Львов (где уже готовятся противостоять провокациям) – на этот раз приуроченная к 70-й годовщине начала Великой отечественной войны. Официально развешивать красные флаги рядом с государственными отныне уже нельзя. Но это не значит, что 22 июня никто не попытается этого сделать.