WSJ: внешняя политика России имеет признаки шизофрении [ Редагувати ]

Накануне визита президента России Владимира Путина в США, где он проведет трехстороннюю встречу с канцлером ФРГ Герхардом Шредером и президентом Франции Жаком Шираком, американские СМИ все чаще пишут о неких "двойных стандартах" руководства России - о противоречии действий во внутренней политике и действий на международной арене.
Сегодня в России фактически существуют два различных и несовместимых внешнеполитических курса, реализуемых одновременно, пишет 23 сентября Wall Street Journal. Издание ссылается на высокопоставленного чиновника российского министерства иностранных дел.
WSJ отмечает, что президент России Владимир Путин посетит на этой неделе Генеральную ассамблею ООН, встретится в Нью-Йорке с бизнесменами, которые готовы делать инвестиции в российскую нефтяную промышленность, и примет участие в саммите с президентом США Джорджем Бушем в Кемп-Дэвиде.
Российские и американские дипломаты в Москве, занимавшиеся подготовкой встречи, отмечают, что, по их мнению, саммит будет носить личностный и дружественный характер, но, скорее всего, никакого прогресса по существу на нем достигнуто не будет.
Иными словами, он будет весьма скучным. Более интересно и менее предсказуемо направление, в котором Путин поведет Россию после Кемп-Дэвида, пишет WSJ.
Влиятельное американское издание отмечает, что одна часть администрации президента отстаивает проамериканский подход, который пользуется поддержкой проамерикански настроенных представителей крупного бизнеса.
Однако министерство иностранных дел России продвигает альтернативную внешнюю политику. "Мы хотим, чтобы Россия дистанцировалась от Соединенных Штатов: не ссорилась с ними, но и не сближалась. Мы можем сотрудничать с Вашингтоном в некоторых сферах, в которых наши интересы совпадают, и противостоять тем аспектам американской политики, которые нам не нравятся", - заявил российский чиновник.
Старые друзья Путина из КГБ, ныне уютно устроившиеся на верхушке власти, стоят во главе того, что автор публикации называет русофильской группой. Их, пишет WSJ, поддерживают службы безопасности, министерства обороны и иностранных дел, а также многие чиновники среднего звена в военных, разведывательных и гражданских службах.
Недовольство низкими заработками в военных и разведывательных службах, а также в службах безопасности - равно как и недовольство по поводу краха советской империи и последующей слабости России - породили массовые националистические настроения.
Многие чиновники среднего звена уверены, что российское богатство было разграблено богатыми евреями (многие из так называемых олигархов - евреи). Слияния российских нефтяных компаний с западными фирмами считается продолжением заговора: олигархи якобы перепродают российское благосостояние и национальную гордость своим хозяевам-сионистам с Уолл-Стрит.
Жители Запада склонны недооценивать эти теории заговора, считая их настолько глупыми, что они не могут представлять собой серьезную проблему. Однако влиятельная клика в администрации Путина хочет перераспределить в свою пользу российское благосостояние, разграбленное другими в 1990-х.
В то же самое время эта клика хочет возродить "Великую Россию" - суровое полицейское государство советского образца со строгой цензурой и фальсифицированными выборами. Это государство будет ксенофобским, антиамериканским и антисемитским, пишет издание.
Противостоящая ей в Кремле "проамериканская группа" состоит, в основном, из чиновников, которые пришли к власти еще до Путина. Было бы неправильно полагать, что эта группа включает выступающих за свободный рынок демократов-идеалистов.
Этот клан хочет построить умеренно авторитарное государство с "контролируемой" демократией, умеренно либеральной рыночной экономикой, с проамериканской и прозападной внешней политикой.
Такая Россия будет быстро модернизироваться по западному образцу и в итоге интегрируется в Запад. Однако не стоит забывать, что именно эти чиновники и олигархи помогали построить современную коррумпированную и авторитарную Россию.
Первая крупная внешнеполитическая битва за ум и сердце Путина произошла прошлой весной во время подготовки к войне в Ираке. Обе группы пытались заручиться поддержкой президента и, в конце концов, кагэбэшники победили: Россия сделала все, чтобы удержать Саддама у власти.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов с видимым ликованием открыто осуждал "американскую агрессию".
А в прошлом мае в Индийском океане были проведены российские военные учения, которые включали упражнения в перехвате и потоплении американских авианосцев.
Сейчас многие представители российских вооруженных сил требуют, чтобы все будущие крупные военные учения носили антиамериканский характер. Между тем, даже Франция не проводит военных учений, имитирующих атаки на американские объекты (а ведь советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс готова "наказать Францию и простить Россию").
Более просвещенные "проамериканцы" в Кремле продолжают отступать уже несколько месяцев. Их сторонники в сфере бизнеса, например, нефтяной российский гигант ЮКОС, находятся в осаде, однако эта группа еще не уничтожена.
Принятие решений в российской политике продолжает оставаться шизофреничным и непредсказуемым. Путин нависает над своими прихлебателями как единственный арбитр, который может изменить баланс в любое время.
Как пишет WSJ, поэтому сегодня Москва беспокоится о возможном развитии событий после визита Путина в Нью-Йорк и саммита в Кемп-Дэвиде. Куда повернет Путин? Пошлет ли Москва в Ирак хотя бы символическое войско? Приостановит ли Россия свое ядерное сотрудничество с Ираном? Станет ли она более агрессивной в попытках подчинить бывшие советские республики и включить их в сферу своего влияния?
На окончательное решение Путина о том, куда направить страну, во многом повлияет позиция американцев, которые будут встречаться с Путиным.
Но это не значит, что Джордж Буш должен быть снисходительным к поведению своего гостя. Как раз напротив, считает автор публикации. По его мнению, Запад и США при встрече с Путиным должны говорить прямо и без обиняков: диктаторская, полицейская и националистическая Россия - иными словами, нацистская Россия - будет в мире изгоем, таким же, как нынешняя Белоруссия.
Политика администрации Буша, направленная на прощение России во имя того, чтобы любой ценой добиться краткосрочных уступок, только усиливает позиции фашистских лидеров и сил, которые пытаются взять верх в стране.