В Москве цыгане 5 лет держали в рабстве украинца [ Редагувати ]
Промышленные бараки на окраине Москвы - теперь пристанище для Александра Артемова. Инвалид из Харькова здесь живет последние месяцы. Хозпостройку попытался превратить в настоящую квартиру. Еду готовит в импровизированной прихожей на электронной печке, спит в маленькой комнате по соседству.
Эти стены мужчина покидает крайне редко. Вокруг - заброшенные цеха промзоны, встретить можно невесть кого. А к чему приводят непрошеные знакомства - Александр знает на личном опыте.
"Приехал в Москву и попал сразу к цыганам. У них с того дня, по тот день, пока его освобождали, я находился у них, ходил в метро сначала просил. Потом уже поехал на трассу, на трассе ездил", - рассказывает Александр Артемов.
Жить приходилось в сплошной антисанитарии. Право на свободное время оказалось под запретом.
На протяжении пяти лет Александр Артемов попрошайничал в разных местах. Например, в этом переходе в самом центре Москвы. По словам бывшего пленника, дневная норма - это 12 тысяч рублей, то есть почти пять тысяч гривен. И большую часть этого заработка - цыгане забирали себе.
Вырваться из плена помогли волонтеры. Всю опеку над Александром молодые люди взяли на себя. Лица свои от телевизионщиков скрывают. Вызволение узников - это каждодневная работа и врагов они успели себе нажить предостаточно.
"Ну, Саша, как у тебя дела здесь? - Да все нормально, с документам как? - Мы сейчас занимаемся восстановлением".
Справка из МВД - это единственное, что сейчас есть у Александра. Действует она всего три месяца, затем документ нужно опять продлевать.
"Хочется домой вернуться. Если бы я не хотел домой возвращаться... а так.. я хочу домой вернуться. Мне все надоело, хочу жить нормально", - говорит Александр Артемов.
Без документов границу преодолеть невозможно. Но это не мешает местным властям уже через месяц попытаться депортировать Александра благодаря новому закону, который ограничивает время пребывания украинцев на территории Федерации. Теперь здесь можно находиться только 90 дней из 365.
"Ситуация очень плачевная, надо сказать, с гражданами Украины. Практически каждый десятый кого мы вызволяем - это гражданин Украины".
Россия считает этих людей украинцами, но документов, подтверждающих гражданство, у них, как правило, нет. Все это чревато поселением в нейтральной зоне прямо на госгранице. Ведь пропустить этих граждан в Украину сотрудники паспортного контроля формально не могут. А России они в принципе не нужны.
Не летают самолеты и сократили поезда. Единственный перевозчик на дистанции Москва - Киев - это "Укразалізниця". РЖД не ездит уже год.
Домой в Украину с этого вокзала ежедневно отправляются сотни людей. О том, что их статус в России до конца ноября изменится - знают единицы.
"- А да, я слышал... кто документы до 31не сделал... сегодня последний день. Тогда - депортация, что-то такое говорили".
Неопределенность порождает слухи. Теперь некоторые думают, что и железнодорожное сообщение скоро вовсе отменят.
"Собирались отменять поезд сюда с Украины и отсюда - туда".
По разным данным в России сейчас находятся порядка двух с половиной миллионов граждан Украины. До начала агрессии - был один миллион. Новые правила не касаются оккупированных Кремлем территорий. Льготы на приезд Москва регулярно объявляла накануне очередной мобилизации. Но в свете последних событий, приехавшие люди резко стали не нужны.
Сергей Якименко периодически живет в Москве последние несколько лет. Занимается ремонтом автомобилей. Даже вдали от дома регулярно посещает украинский культурный центр, поддерживает связь с Родиной. Новые правила формально касаются и его.
"Ну, чуть-чуть расстроился. Так прочитал, в принципе, в общих чертах посмотрел, что... единственное, в чем проблема - это мне кажется, что нужно чуть больше денег, что там увеличили пошлины, теперь как всем", - говорит Сергей Якименко.
Единственная возможность легализоваться - это сдать документы для получения разрешения на временное проживание. Здоровому человеку с документами это сделать легко, если по каким-то причинам ему хочется оставаться здесь.
Но живущий где-то на окраинах Москвы Александр надеется, что его жизнь бюрократы вслед за цыганами не испортят. Вещи для отправки в Харьков он уже собрал. Все они поместились вот в эту - небольшую сумку.