Борьба с челночниками на границе может привести к новым схемам контрабанды [ Редагувати ]
Еще один поток проблем - уже политический - и в том же Закарпатье и в других приграничных областях может вызвать новая инициатива. Тут даже сложно сказать чья. То ли фискалов, то ли Министерства финансов, то ли депутатов. Пока политики не признаются, кто конкретно должен за это отвечать.
Уже скоро могут измениться правила пересечения границы так называемыми челноками. Людьми, которые зарабатывают на жизнь транспортировкой товаров. Им-то и зарабатывать больше негде, но даже и эту последнюю возможность у них могут отобрать.
На прошлой неделе многие обсуждали и новые правила для получения посылок из-за границы. А вот о новой жизни пограничных территорий - как-то позабыли. Ольга Теребинская решила посмотреть на эти новации комплексно.
"Оце мій товар - мій кульок. Це кофточки, це якась білизна, оце по одній взяли на пробу. Шось дороге ж не візьму".
Купил за границей - продал в Украине. Так живут многие жители пограничных областей. Зарабатывают, привозя необходимые для села товары в свои маленькие магазинчики из соседних стран.
"Оці тапочки стоїли 130, а так як нам, то дала за 85, може 10-15 рублів на них і заробимо. Бо я дешево все продаю. По чуть -чуть. В нас три пенсіонерки, по такому кульочку возимо".
Но заработать лишнюю тысячу, чтобы дожить до пенсии, скоро может стать невозможно. Верховная рада на прошлой неделе приняла поправки к Налоговому кодексу. И теперь вместо привычных 500 евро в день, можно ввозить товара на 50 евро. Иначе - плати налог. А чтобы избежать доплат, нужно быть за границей - сутки.
"Вони закони роблять всьо під себе. Вони за народ вообще не думають, скажи мені будь ласка, шо на 50 евро я можу привезти з Венгрии? А якшо на 500 евро, то мени тра там сутки тупо сидіти і за свої кошти".
"То шо то - 50 евро, даже собі - шось дітям купить, внукам… то вобще ненормально я счітаю. Вже хочуть нас так прижать, шо вже дальше нема".
Люди говорят: такие ограничения ударят по мелким предпринимателям. Но при этом они все равно, придумают новые схемы.
"Всі прекрасно знають, що західні області - Закарпатська, Івано-Франківська, Чернівецька - люди виживають тільки за рахунок оцього челночества. Буде ходити півсела. Менше, канєшно, люди будуть заробляти, але приведе до часів СССР, коли заходили люди по три чотири куртки на собі мали, і це буде ще більший хаос, вони не думали за це. Простий турист буде під'їхати до кордону і буде бачити перед собою 5 км автомобілів", - объясняет общественный активист Николай Петиченко.
Еще одно новшество, которое вот уже неделю обсуждают в интернете - три посылки в одни руки. И не дороже 150 евро каждая. Раньше цена тоже была ограничена, но количество - нет. Теперь же, начиная с 4 - все посылки будут облагаться налогом. 20 процентов от стоимости. Таким образом депутаты решили бороться с контрабандой и заодно наполнить бюджет страны.
"На моє глибоке переконання, я спорив з колегами, це не призведе до будь якого ефекту. Бюджет від цього не наповниться. Аргумент головний - це обмеження в три посилки, воно просто збільшить кількість отримувачів поштових відправлень. Якщо до прикладу, я отримував поштове відправлення один, тепер буде отримувати моя дружина, мама, тато, сестра, брат і будь хто завгодно", - объясняет глава ВОО "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич.
О бессмыслености нововедений заявили и в "Укрпочте".
"Йдеться про те, що 4 посилка буде оподатковуватись митними зборами. А як це буде рахуватись, якщо, наприклад, 2 посилки ви замовили в Китаї і вони ідуть через "Укрпошту", а ще дві - через наших конкурентів. Яка з них четверта? будуть жереб кидати? Не існує механізмів, які б на сьогодні дозволили це виконати", - утверждает и.о. генерального директора ПАО "Укрпочта" Игорь Смелянский.
Да и настоящие потоки контрабанды в Украину такие поправки точно не остановят, говорят эксперты.
"Митниця у нас дирява і вся корумпована. Влада, натомість, щоб контролювати 10-15 тисяч митників, досить легко, кожному, вибачте, на лоба повісити камеру, як поліцейському і знімати, натомість вона чомусь намагається контролювати ринок. 3 мільйона підприємців важче проконтролювати, аніж 15 тисяч митників", - говорит глава ВОО "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич.
Для контроля почтовых отправлений фискалы должны создать специальную компьютерную систему. Которая будет идентифицировать каждого получателя и вести учет, сколько именно посылок и с какой периодичностью ему поступает. Если лимит превышен, ему автоматически начнут выписывать налог. Но заработают на этих поправках, по мнению экспертов, лишь разработчики этой системы и те, кто будет выделять на нее деньги.