Если Сербия и Черногория не выдадут военных преступников, республику ожидают новые санкции [ Редагувати ]

Если Сербия и Черногория не выдадут обвиняемых в совершении военных преступлений, республику ожидают новые санкции, считает министр иностранных дел этой республики Горан Свиланович.
Между США и Европейским союзом, отмечает министр, нет различий в оказании давления, чтобы Белград сотрудничал с Гаагским трибуналом для бывшей Югославии (МТБЮ). С Запада не поступит никакой помощи, если правительство не проявит "серьезного намерения арестовать обвиняемых".
Горан Свиланович заявил, что США в настоящее время заблокировали любую поддержку Сербии и Черногории, а в Евросоюзе идет дискуссия о возможности заморозки программы помощи, которая "лежит в основе экономической реформы республики".
Глава дипломатии подчеркнул, что Сербия и Черногория отдает себе отчет о серьезности положения, но он не уверен, что в странах Европейского союза существует ясное понимание ситуации в республике. Решение ЕС о замораживании программы помощи, убежден он, привело бы к "коренному изменению политики Сербии и Черногории. Это отбросило бы ее к ситуации более дальней, чем октябрь 2000 года, когда к власти пришли демократы".
Свиланович считает, что союзное государство в плане сотрудничества с Гаагой сделало много больше, чем другие. В частности, он упомянул выдачу двух президентов, но положение такое, что "Сербия и Черногория может легко попасть в ситуацию, аналогичную санкциям, если они даже таковыми называться не будут".
Между тем, президент Югославии Воислав Коштуница в выступлении по местному телевидению заявил, что Гаагский трибунал имеет громоздкий аппарат, который "работает на себя", пытается доказать свою необходимость. Выдвижение же, например, нового обвинения против Воислава Шешеля приводит к выводу, что МТБЮ находится не в конце своего существования, а в самом начале по количеству обвиняемых и осужденных.
По мнению Коштуницы, тяжело проводить сравнения между Гаагским и Нюрнбергским трибуналами. В Нюрнберге обвиненные, включая наследника Гитлера, осуждались на 10 лет, в Гааге на 45 и выше. "Что, преступления в бывшей Югославии больше тех, что были совершены в нацистской Германии, во Вьетнаме и во всем мире?", - задается вопросом президент.
Коштуница, в частности, обратил внимание на тот факт, что во время основания Гаагского трибунала в 1993 году тот имел бюджет в 200 тысяч долларов, а сейчас он составляет 200 миллионов и штат в размере 1 тысяча 200 человек. Коштуница видит выход в том, чтобы передать судебные процессы над обвиняемыми национальным судам.