Антикризисный президент [ Редагувати ]

Верхушка украинской власти опомнилась: выборы – выборами, но на страну все-таки надвигается кризис. За несколько дней свои сценарии борьбы с финансовой напастью озвучили и премьер, и президент. Юлия Тимошенко предложила оригинальное политическое "лекарство", а Виктор Ющенко постарался поставить перед СНБО экономические цели. Правда, пока ни один вариант не работает…
Немного пиара к "кризисной воде"
Для украинских политиков, как и для любых других, спасение страны от какой-либо опасности – это не только шанс перейти к активной государственной деятельности, но и возможность откровенно попиариться. А так как в Украине с партийной идеологией у многих политических единиц не сложилось, многие рацпредложения быстро переходят в сферу рекламы самих себя ввиду грядущих выборов. Надвигающийся на страну кризис – не исключение. Свою лепту в планирование его разрешения сейчас не вносит разве что ленивый, правда, с разными целями и разной результативностью.
Главными "предвыборными" минусами разворачивающегося кризиса обычно называют необходимость истратить порядка полумиллиона бюджетных средств на "никому не нужную кампанию" и боязнь того, что власть имущие вместо управления государством будут заниматься исключительно трудами во благо кампании "родной" политической силы. Но заранее трудно сказать, что может оказаться хуже – апатия или чрезмерная активность. В силу того, что "кризисная" тема становится все более популярной в народе, не исключено, что в ближайшее время она может стать одним из основных плацдармов для предвыборной агитации. Уже сейчас представители разных политических сил вовсю делятся своими соображениями по поводу. Одни оппозиционеры пока просто критикуют действия властей, которые поздно спохватились. Например, Николай Азаров напоминает, что Партия регионов предсказывала плачевное будущее еще в июле. Другие размышляют над идеями разной степени гипотетичности: "регионал" Валерий Коновалюк уверен, что для поддержания банковской системы нужно где-то срочно изыскать 45 миллиардов долларов, а лидер коммунистов Петр Симоненко даже знает, где можно найти хотя бы часть необходимых средств, – на зарубежных счетах отечественных бизнесменов. Представителям оппозиции в сложившейся ситуации однозначно комфортнее – готовые варианты выхода из кризиса от них ждут разве что самые пылкие сторонники. А вот действующим властям тяжелее – отделаться одним пиаром у них не получится.
Если судить по заявлениям, и на Грушевского, и на Банковой сейчас занимаются исключительно разработкой антикризисных мероприятий. Что уже несомненный плюс, с учетом того, что премьер лишь недавно признала потенциальный масштаб проявления мировых тенденций в стране, а президент в последнее время увлекся реформированием судебной системы. Свои предложения по поводу "родители" украинской нации высказали с разницей в один день. И предложения эти коренным образом отличаются.
В своем телеобращении к народу Юлия Тимошенко решила предложить политический "нуль-вариант". Живописуя проблемы, постигшие мировую экономику, глава правительства сделала основной упор на тезис "ударим по кризису консолидацией". Как показали считанные часы, идея создать "коалицию всех", переформатировать Кабинет министров согласно принципу "от каждой фракции – по способностям" и единым фронтом защитить украинскую экономику в широких политических массах популярности не заимела. Напротив, премьера обвинили в популизме, порекомендовали заняться экономикой, а общественность замерла в ожидании: что же предложит президент.
Президентские ЦУ
Свое видение выхода из кризиса Виктор Ющенко озвучил на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Президент взял с места в карьер и озвучил основные пункты своей версии антикризисной программы, большая часть из которых нашла понимание у остальных членов СНБО, а вот касательно некоторых возникли сомнения. Из "необъятого": Совет не определился с судьбой "Проминвестбанка" и усомнился в целесообразности решения главы государства увеличить суммы гарантий банковских вкладов. Но в целом генеральная линия намечена.
СНБО определился с четырьмя главными направлениями, по которым предполагается активная работа. Это меры, которые должны предотвратить рецессии в отдельных отраслях экономики, внесение изменений в бюджетную политику в части расходов, обеспечение государственных и корпоративных финансовых обязательств по внешним заимствованиям, стабилизация национальной валюты и финансовой и банковской системы.
Едва ли не наибольшее оживление политиков вызвали идеи главы государства касательно сокращения бюджетных расходов. Поскольку "высокие социальные стандарты" по-прежнему числятся в приоритетах, ожидать уменьшения зарплат-пенсий было бы странно, тем более что выборы на носу. Впрочем, президент не стал держать свои соображения в секрете: освободить "лишние " средства предполагается через сокращение государственного аппарата. По мнению Виктора Ющенко, административные аппараты органов государственной власти и местного самоуправления стоит проредить – дамоклов меч зависает над 20 процентами "личного состава". Смелое решение тут же столкнулось с непониманием оппонентов: в стане "регионалов" в контексте президентского предложения уже успели вспомнить красивое слово "люстрация". Безусловно, чиновников в Украине много, и средств на их содержание (стоит только вспомнить парламент) тратится немало. Правда, не факт, что только за счет кадровой политики удастся сделать бюджет следующего года бездефицитным, как того требует Виктор Ющенко.
Кроме сокращения трат, нужно что-то решать с доходами. Президент предлагает всеми силами пополнять бюджет. Среди основных врагов – отрицательное сальдо платежного баланса: Украина действительно покупает больше, чем продает. Методы борьбы с этой бедой предполагаются стандартные: поддержка национального производителя, сокращение импорта, повышение акцизов (в том числе, если судить по проекту решения СНБО, который на прошлой неделе просочился в СМИ, на транспортные средства и нефтепродукты), пересмотр таможенных пошлин. О дешевеющих автомобилях, пожалуй, украинцам придется забыть. На таможню Совет национальной безопасности и обороны, похоже, возлагает большие надежды, не зря он планирует передать полномочия по пересмотру пошлин Кабмину, лишив этой работы парламентариев. Жаль только, что президент не уточнил, как работа по ограничению импорта будет сочетаться с недавним вхождением Украины в ВТО. Впрочем, экономисты уже давно говорят: в ситуации всеобщего кризиса международные организации на многое могут прикрыть глаза...
Немало внимания СНБО предполагает уделить банковской сфере. Пока не утвержденным, но принятым к рассмотрению, является предложение президента увеличить Фонд государственных гарантий на еще один миллиард гривен, за счет чего гарантии по каждому вкладу – до ста тысяч гривен вместо нынешних пятидесяти. Кроме того, Нацбанку предписывается работать, работать и еще раз работать над улучшением системы рефинансирования финансовых учреждений, стабилизацией национальной валюты и "воспитыванием" населения. Экстренные меры по "замораживанию" депозитов, похоже, в ближайшее время сняты не будут.
Среди других предложений президента пальму первенства по количеству упоминаний заслуженно удерживает идея о создании стабилизационного фонда. Сама по себе она не нова и заслуживает внимания: предполагается, что именно стабфонд спасет те отрасли экономики, которым грозит рецессия. Но вот пути создания "запасного пути" вызывают определенные сомнения.
По мнению главы государства, стабилизационный фонд должен осчастливить украинскую экономику своим появлением уже в рамках бюджета следующего года. Наполняться "неприкосновенный запас" должен из поступлений за счет приватизации и прибылей от размещения облигаций государственного займа. А тратить стабфонд будут на "развитие внутреннего рынка и поддержку тех предприятий, где формирование спроса из-за влияния международного кризиса ухудшилось". Благородная инициатива Виктора Ющенко тут же отразилась в законопроекте, подготовленном Ксенией Ляпиной. Согласно нему пресловутый Стабфонд предполагается "очертить" уже в проекте изменений бюджета текущего года. Поскольку профильного закона, определяющего сферу деятельности Фонда, пока не существует, управлять аккумулированными средствами будет Кабмин под чутким руководством СНБО. Одна только проблема – стабилизировать нечем. Как известно, программа по приватизации-2008 провалена с очень громким треском: по итогам восьми месяцев она была выполнена на 3,9%, а к концу года глава Фонда госимущества Валентина Семенюк обещает выйти разве что на 5%. Причин краха приватизационных планов множество, зато итог один – денег, на которые все так рассчитывают, нет. А ведь их так хотелось потратить…
Траты в рамках стабфонда, согласно проекту Ксении Ляпиной, предполагаются масштабные. Одна из целей его существования (и, соотвественно, источник расходов) – "развитие внутреннего спроса на товары, которые производятся украинскими товаропроизводителями для экспорта и относительно которых наблюдается ухудшение мировой конъюнктуры". Цель, при всем своем благородстве, выглядит интересно: украинских потребителей для покупки дополнительных тонн металла действительно нужно мотивировать и мотивировать… Не менее перспективно выглядит и другая цель существования стабфонда, которая вслед за подчеркнутым вниманием президента перекочевала в законопроект: "приобретение или выделение финансовой помощи системообразующим банкам, учреждениям, в первую очередь тем, которые испытывают финансовые трудности". Поддержать пострадавшие в кризисе предприятия или организации – прямая задача государства, экономика которого не страдает тягой к суициду. Доказательство тому – меры, которые предпринимают правительства США и европейских стран. Но с учетом того, что в Украине благими намерениями часто мостится дорога в ад, не исключено, что ситуация может извратиться до принципа, озвученного в хорошем мультфильме. Чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное. Или чтобы купить убыточное предприятие за государственные деньги, нужно сначала продать прибыльное…
Большая часть мероприятий, которые предлагаются по итогам заседания СНБО, являются чем-то средним между путем наименьшего, но не слишком перспективного, сопротивления (найти деньги для поддержки отраслей, которым грозит рецессия, за счет приватизации или поднятия пошлин на импортные товары) и попытками оздоровить ситуацию (гарантии больших сумм вкладов успокоит владельцев депозитов, трансофрмация системы рефинансирования утешит банкиров). И даже идею о создании стабилизационного фонда трудно посчитать оптимальным выходом из ситуации - слишком уж плохо она продумана. Впрочем, схема антикризисных мероприятий а ля "кто в лес (ручные методы управления), кто по дрова (внимание к монетарным инструментам)" пока только предварительная. Советы президента и рекомендации СНБО по преодолению кризиса еще не стали истиной в последней инстанции. Парламент, который ренимировали в том числе и для антикризисной работы, с ней пока не справляется: "бютовцы" снова заблокировали трибуну, требуя сначала принять пресловутые "антикризисные" законы. При этом непроголосованными оказались и законопроект Ксении Ляпиной по изменениям в бюджет с учетом создания стабфонда, и предложение "регионалки" Ирины Акимовой увеличить гарантии по вкладам до 150 тысяч гривен. Возможно, упорство депутатов от БЮТ связано с тем, что на подходе программа преодоления трудностей имени Юлии Тимошенко. Пока премьер озвучила только один пункт своего плана - наложить мораторий на повышение социальных выплат, что для Юлии Владимировны да еще под выборы как-то нехарактерно. Об остальных мерах станет известно в ближайшие дни, и их уже ждут с нетерпением. Политическая составляющая экономического кризиса обещает быть весьма интересной.