Большинство vs коалиция [ Редагувати ]

В парламенте весело. Внеочередные выборы откладываются на неопределенный срок; нет спикера, нет и правящей "группы депутатских фракций", зато разброд и шатания в ассортименте. Правда, депутаты не против обзавестись чем-нибудь полезным. Например, коалицией. Или, на худой конец, - большинством.
Священная корова
Верховную раду VI созыва несколько затруднительно назвать коллективом трудоголиков. За год с небольшим своего существования участники этой версии украинского парламента куда ярче проявляли себя в многоступенчатых переговорных процессах или блокадах президиума, нежели в законотворчестве. Тем не менее, с переменным успехом, включающим в себя как полное бездействие времен акции "Долой "письмо трех", так и лихорадочную деятельность образца начала сентября, периодически народные избранники все же работали, пусть даже не над проектами законов. Ситуацию существенно скорректировал президентский указ под номером 911, да и то он не столько прервал "праведные труды", сколько их замедлил. После же приостановления его действия депутаты, казалось, вернулись к привычному образу жизни. Но не совсем - отсутствие оформленной коалиции могло в любой момент выбить почву из-под парламентских ног, а отставка спикера окончательно заклинила неспешно работающий механизм. Сейчас все усилия народных избранников направлены на то, чтобы найти себе руководство с наименьшими потерями для каждой из фракции. По большому счету, в последнее время депутаты и собираются-то преимущественно для того, чтобы торжественно отбыть на дальнейшие консультации. Но одним спикером обойтись будет сложно - и ситуация, и президент требуют от парламентариев "оформления отношений".
Создание коалиции для парламентариев стало бы не самым бесполезным действием. Во-первых, после многомесячных разъяснений, базирующихся на Основном законе, комментариях Конституционного суда и личных представлениях политиков, казалось уже все прониклись мыслью о том, что без альянса парламентских фракций, совокупное количество членов которых не менее 226 человек, государство просто не может существовать. Во-вторых, создания официального большинства требует положение вещей - депутатам не было бы лишним окончательно определиться, каким курсом они собираются уводить страну от кризиса. В-третьих, комплект подписей на коалиционном соглашении - это своего рода индульгенция от выборов.
Из коалиции настойчиво создают священное животное: о ней (после бесславной кончины "демократического" большинства) говорят преимущественно хорошее, поясняют, почему она остро необходима, и рассказывают, как единый порыв пары-тройки фракций тут же спасет Украину от всех мыслимых и немыслимых бед. Но создавать ее, по большому счету, пока никто не спешит - консенсуса не хватает.
На сегодня самым ярым сторонником "официального оформления отношений" является, пожалуй, БЮТ. В своей коалиционной активности "бютовцы" пробуют всевозможные варианты: то агитируют за возобновление "демократического" объединения, усовершенствовав его Блоком Литвина; то подчеркнуто дистанцируются от процесса, предлагая "узаконить" антияценюковский альянс; то снова возвращаются к идее вести переговоры со всем, что в парламенте.
Остальные игроки на политическом поле более сдержанны. Хотя лекции на тему "Как остро стране нужна коалиция" не читают, разве что коммунисты, все остальные "тяжеловесы" ограничиваются заявлениями в стиле "Да-да-да, нам очень нужно парламентское большинство". На вопрос: каким оно будет - политики обычно отвечать не готовы. Президент опасается "московской коалиции" БЮТ и ПР, "регионалы" насмешливо реагируют на известия о возможной реанимации большинства предыдущего образца, "литвиновцы" в очередной раз пытаются разыграть свою "золотую акцию", а руководство НУ-НС, уже не стесняясь, говорит от имени "Народного союза "Нашей Украины" и ведет себя, как самая завидная невеста в округе, поясняя, что "им" объединяться не с кем… Собственно коалициада все больше превращается из процесса в информационный повод: озвучивая возможные форматы, каждая из сторон старательно выставляет себя в максимально хорошем свете и старается "утопить" потенциальных соперников по полупризрачным выборам. При такой активности до формирования большинства руки уже не доходят.
Консолидация по принципу
Практически все участники нынешней коалициады радостно демонстрируют на публику готовность объединиться с кем-нибудь во благо народа. Но объединение все не случается и не случается: нет единства не только во мнениях касательно формата будущего большинства, но и в целях договаривающихся сторон.
Больше всего "оформленная" коалиция нужна БЮТ. Во многом - как надежная "таблетка" от выборов и, в то же время, некая гарантия дальнейшего пребывания Юлии Владимировны на высоком посту. Свежайшая риторика заставляет задуматься о том, чем "тимошенковцы" готовы расплачиваться за временное укрепление их позиций. "Не является преступлением то, что в период кризиса мы пытаемся привлечь все политические силы к единению. БЮТ готов к коалиции, в том числе и с Партией регионов", - поясняет Валерий Писаренко. Но, несмотря на заявленную широту взглядов, комфортным союзом для БЮТ было бы все-таки объединение с "литвиновцами" и "нунсовцами", а не с "регионалами". Во-первых, не придется долго оправдываться перед избирателями. А, во-вторых, еще неизвестно, что ПР может потребовать взамен.
Заявленные позиции представителей Партии регионов могут приблизительно продемонстрировать уровень их аппетитов. Неплохо бы кресло спикера - с этой ролью мог бы справиться Александр Лавринович, а если уж смотреть совсем широко - Виктор Янукович. Впрочем, если торговаться, то Лидера видят все-таки на более достойном месте - в премьерах; формат коалиции тогда уже дело если не десятое, то уж точно не слишком существенное. В силу того, что соратники Виктора Федоровича действительно могут позволить себе роскошь "капризов" (их куда меньше, чем других, пугает перспектива выборов), некоторые эксперты уже спешат объявить о том, что "золотая акция" сменила хозяев.
Пока формально "драгоценным стандартом" в парламенте VI созыва остается Блок Литвина, эта политическая сила на равных участвует в коалициаде. Как и "регионалов", "литвиновцев" можно посчитать адептами "поливариантного" большинства - вопрос состава коалиции для них упирается в спикерство Владимира Литвина, остальное - опционально.
Интереснее всего коалиционные устремления НУ-НС. Порывы одной части фракции можно смело приплюсовывать к чаяниям БЮТ, другая часть - если брать во внимание слова Вячеслава Кириленко - пытается несколько дистанцироваться от переговорного процесса. При этом президент уверен, что именно "Нашей Украине" отведена главная роль в спикериаде - ведь ей предстоит выдвинуть кандидатуру Ивана Плюща. Для выполнения высочайшей воли, "нашеукраинской" части НУ-НС придется с кем-то договариваться. Вот только представители БЮТ ходят в "предателях", с коммунистами и "регионалами" верные "ющенковцы" не находят общие идеологические основы, а одних "литвиновцев" маловато будет…
Нельзя сказать, что коалиция парламентариям на самом деле совсем не нужна, просто для ее формирования не хватает "самой малости" - общего знаменателя. Виктор Ющенко предлагает в качестве временного шанса благополучие страны. "Мы можем найти в парламенте фракции, которые консолидируются по принятию бюджета 2009 года и антикризисным действиям. Это - программа-минимум", - требует президент. Остальное (коалиция в том числе), считает глава государства, приложится - главное, бюджет.
Консолидация по какому-либо признаку, о которой заговорил гарант Конституции, - путь к порицаемому время от времени (иногда - и им самим же) ситуативному большинству. Некоторые парламентские игроки (например, ПР) к такому варианту, похоже, уже морально готовы, другие же по-прежнему ориентируются на тяжелый переговорный процесс. Мотивы главы государства предположить несложно: с одной стороны, стране действительно нужен работающий парламент, с другой - президенту он надолго не понадобится - не зря же Виктор Ющенко проявил неожиданную партийную активность. Теперь ход за парламентом.
Ситуативное большинство действительно может на некоторое время обеспечить работоспособность парламента и решить некоторые тактические задачи фракции. А вот для достижения стратегических целей нужна все-таки коалиция. Но поскольку коалициаде не видно конца-края, свою пользу в ряде результативных голосований найти несложно. Для этого, конечно, придется все-таки отыскать пресловутый "консолидирующий принцип" - если не заботу об экономике страны, то хотя бы объединение усилий по осуществлению проекта "Выборам - быть!". Звучит почти перспективно, если бы не… Для того, чтобы "временное" большинство эффективно функционировало, нужна такая "мелочь", как спикер, подписывающий принятые законы. Место главы парламента вакантно, поэтому сторонникам быстрых и необременительных переговоров придется договариваться жестче, чем хотелось бы. И неизвестно, что еще окажется легче - организовать "ситуативного" спикера для "просто так большинства" с голосами, собираемыми с миру по нитке, или создать полноценное объединение депутатских фракций. Но забег "большинство против коалиции" уже начался.