Информационный нудизм [ Редагувати ]

Информация, ее создание и перемещение стали самыми главными чертами современной эпохи. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий во многом изменили мир, и мир политики, в частности. В отличие от простых ресурсов, например, деньги или нефть, которые дают богатство, информация - это еще и власть, способность убеждать, опережать и даже завоевывать. Собственно, с информационным развитием все перешло на новый уровень, включая и войны. Государства научились использовать информацию для достижения своих национальных интересов на территории других стран. Однако, "нет яда без противоядия", и в ответ на новые вызовы были разработаны средства информационной безопасности. В глобальных международных отношениях могущество и успех во многом зависят именно от способности государства противостоять информационным атакам.
Основы информационной безопасности
Государство без информационной безопасности можно приравнять к индейцам эпохи Кортеса. Пытаться противостоять информационно развитым государствам без элементарного информационного суверенитета то же самое, что в набедренной повязке противостоять доспехам. Отсутствие информационной безопасности порождает внутреннюю нестабильность, зависимость от внешних влияний и, как следствие, следование в фарватере иностранных интересов. Информационно незащищенные государства не способны доказывать своим гражданам необходимые позиции, не могут сформировать достаточный уровень поддержки своих действий, и часто служат периферией для чужих информационных войн.
К сожалению, именно к таким неудачникам можно отнести Украину, где в течение всего периода независимости власть так и не смогла принять базовые нормативные акты относительно информационной безопасности. И на этом фоне украинские власть имущие не перестают удивляться низкому уровню поддержки вступления в НАТО, высокой поддержке действий России в Грузии, пребывания ЧФ в Крыму и тому подобное. Собственно, в чем же суть информационной безопасности и как у нас с ней обстоят дела?
По своей сути информационная безопасность - это защищенность информационного пространства от несанкционированного вмешательства. То есть любая информационная деятельность на территории государства осуществляется исключительно с его разрешения. В информационной безопасности можно выделить три составляющие: техническую, экономическую и содержательную. Первая заключается в защите основных технологий передачи и хранения информации, в частности, каналов, передатчиков, сетей, серверов и тому подобного. Экономическая составляющая заключается в защите национальных производителей информационных продуктов, создания ими предпосылок для конкурентного доминирования. И содержательная выражается в защите общества от распространения недостоверной или манипулятивной информации.
Если с первыми двумя все более-менее понятно, то содержательная составляющая создает скользкую почву. В ней безопасность и демократия соотносятся весьма сложно, и где первенство отдается одной, там уступает другая. В данном контексте, усиление роли государства в борьбе с недостоверной или манипулятивной информацией граничит со свободой слова. С одной стороны, вправе ли государственные органы определять качество информации? А с другой, что делать, когда системно распространяется информация, направленная на подрыв легитимности власти и целостности страны?
Развитые страны по-разному разрешают проблему баланса свободы слова и безопасности. США и ЕС, например, включают в информационную безопасность только техническую составляющую. У них созданы специальные агентства, которые предоставляют рекомендации и сертифицируют системы безопасности. Относительно содержательной составляющей, то качество информации определяют не государственные органы, а развитое гражданское общество. Независимый мониторинг медиа-пространства и оперативная реакция на возможные угрозы осуществляется самим обществом и его институтами. Другой опыт представляет Россия. Здесь основы информационной безопасности выписаны в доктрине. Это комплексный документ, который определяет основные интересы и угрозы, а также направления деятельности по их обеспечению. В российской доктрине содержательная составляющая достаточно завуалирована за интересами "духовного возобновления России". Собственно, российский опыт является тем примером, где баланс между свободой и безопасностью был потерян в интересах государства. Власть, которая контролирует информационное пространство, обеспечивает себе необычный для демократий уровень поддержки общества, но, в то же время, она проявляет нетерпимость к критике, которая значительно уменьшает свободу слова.
Каждый опыт хорош для своих условий. Стабильные западные общества не нуждаются в дополнительном вмешательстве в информационную сферу, поскольку гражданские ценности обеспечивают объективность информации. Зато, для переходных обществ ситуация является значительно сложнее, поскольку существует нехватка независимых инструментов определения объективности и достоверности информации. Это касается и Украины, где информационные манипуляции легко обеспечивают поддержку той или другой позиции. Собственно, какой опыт борьбы с информационными угрозами представляет наше государство?
На "безотлагательные меры" "забили"…
Невзирая на то, что никаких концептуальных документов по информационной безопасности в Украине до сих пор не принято, это словосочетание не является новым для украинских политиков. О ней много говорили на круглых столах, конференциях, форумах, однако, говорить и делать - это два разных процесса. И если к первому у нас много желающих, то к реальным делам - ни рук, ни знаний, ни желаний. Одной из не многих попыток законодательно оформить информационную безопасность был законопроект "Об информационном суверенитете и безопасности" поданный в 1998 году и не рассмотренный поныне.
Большие надежды на изменения в информационной защите были после избрания Виктора Ющенко. Первоочередные задания по возобновлении целостности украинского общества требовали от него решительных шагов именно в этой сфере. Однако президент и новоизбранная команда в большей степени сосредоточились на экономических вопросах. Все как в пирамиде Маслоу - сначала "физические потребности", а затем "безопасность". Поэтому только в марте 2008 года в Секретариате и СНБО решили активно взяться за укрепление информационного суверенитета. Раиса Богатырева доложила президенту о состоянии дел в информационной безопасности, и из доклада выходило, что оно довольно критическое. Так, на долю украинских информационных продуктов приходится только 34% от общего количества. Это значит, что за другие 66% украинское общество обогащает иностранные государства. В конечном итоге, даже из тех продуктов, которые изготовляются в Украине, только 30% осуществлено на украинском языке. Не менее досадно выглядит ситуация с вещанием, где на Юге и Востоке наблюдается полное преимущество иностранных передатчиков. Обеспокоенный такой ситуацией гарант сразу выдал указ "О безотлагательных мероприятиях по обеспечению информационной безопасности Украины", за которым на целый ряд государственных учреждений полагались обязанности выполнения конкретных заданий. Среди них разработка концепции информационной политики и самой доктрины информационной безопасности, на которые было отведено до 6 месяцев.
Впрочем, эти сроки вышли еще в начале осени, а ни доктрины, ни концепции мы так и не увидели. Как заверяют в СНБО - доктрину разработали вовремя и подали в Секретариат на рассмотрение. Тем не менее, текст документа не доступен - причины СНБО не объясняет. Однако уверенно обещает, что обсуждение общественности будет иметь место. Трудно в это поверить. И не потому, что власть пытается что-то скрыть, а потому что, судя по всему, на информационную безопасность опять "забили". Только проблем от этого совсем не уменьшится, а наоборот.
Возможные досрочные выборы в ВР и обязательные президентские в следующем году вновь развернут информационные баталии на территории Украины. Без сомнения, большинство ресурсов кандидатов будут брошены на захват информационного пространства, и не исключено, что значительная часть этих ресурсов будет привлекаться извне. Сегодня даже трудно представить, какие провокации и идеи будут разделять украинское общество в поддержке той или иной кандидатуры, а также масштабы общего конфликта на фоне заострения экономического кризиса. Однако, в одном можно быть уверенным: без элементарных основополагающих документов об информационной безопасности, мы будем беззащитны, открыты, "голые" перед самыми современными средствами ведения информационных воен.
Виктор Андрусив,
Институт ДемАльянса им.Р.Шумана