Вызовы Обамы [ Редагувати ]

В Белом доме сменился хозяин. Двадцатого января 2009 присягу американскому народу принес демократ Барак Обама. Напомнив нации о том, что она "процветающая и влиятельная", новый президент пообещал побороть кризис. Пусть даже восстановить частично утраченные из-за кризиса позиции будет непросто.
Навстречу трудным решениям
Церемония инаугурации 44-го президента Соединенных Штатов Америки не могла миновать анналы истории. И не потому, что обошлась дороже, чем предыдущие. Высочайший государственный пост впервые занял темнокожий политик. После восьмилетнего перерыва к власти снова вернулись демократы. Да и сама по себе принципиальная смена руководства во время экономического кризиса – дополнительный повод понадеяться, что вот еще чуть-чуть, и все будет хорошо. Тем более что президент пообещал.
Барак Обама сказал народу то, что он хотел услышать. Новый глава государства подтвердил реальность угроз, но и гарантировал успешное избавление от них: " Вызовы, с которыми мы столкнулись сегодня, серьезны, их много. Но мы с ними справимся. Решение не будет простым или быстрым, но знай, Америка: они будут решены". Основной враг, с которым придется побороться новоселам Белого дома – это распространившийся по всему миру финансовый кризис, родиной которого небезосновательно считают США. "Наша экономика ослаблена. Это стало следствием алчности и безответственности со стороны некоторых лиц. Многие потеряли жилье, работу, бизнес", - признал очевидное новый президент. Тем не менее, команда не просто готова к бою, но и видит перед собой хорошие перспективы. "Состояние экономики требует действий, решительных и быстрых. И мы будем действовать - не только для того, чтобы создать новые рабочие места, но и для того, чтобы заложить новый фундамент для роста", - поставил перед собой цель Барак Обама. При этом свежеиспеченный президент, которому "инкриминируют" излишне "левые" экономические взгляды, хоть и не забыл в своей инаугурационной речи вынести свободу рынка за рамки "добра и зла", но все-таки уточнил – эту силу нужно контролировать. "Вопрос не стоит так, является ли рынок добром или злом. Этот кризис напомнил нам, что без должного надзора эта сила, которая создает богатство и увеличивает свободу, может выйти из-под контроля", - посетовал новый обитатель Белого дома. Именно поэтому те, кто "делают дело" и "делают" деньги должны объединиться в едином патриотическом порыве. В любом случае, страна, по мнению ее рулевого, готова к вызовам. Даже, если находятся сомневающиеся, которые "забыли, что эта страна уже сделала, чего могут достичь свободные мужчины и женщины, когда их творческий потенциал направлен на общую цель".
Общая цель, помимо возвращения и преумножения экономического благополучия, включает в себя и вариации на тему "мира во всем мире". Барак Обама уточнил, что "эра ответственности", которая маячит на американском горизонте, касается обязательств не только перед Штатами, но и перед всем миром. "Америка не может себе позволить и далее игнорировать страдания людей, живущих за пределами США. Мы также не можем продолжать пользоваться мировыми ресурсами, не задумываясь о последствиях", - убежден американский президент. Посему, первые планы новой администрации касаются не только внутренней, но и внешней политики – "оставить Ирак его народу и создать долгожданный мир в Афганистане". Обама не собирается пасовать и перед угрозой мирового терроризма или потворствовать распространению ядерного оружия. "А тем, кто хочет добиться своих целей с помощью террора и убийства невинных, мы говорим: наш дух сильнее и непоколебим. Вы не сможете нас перебороть. Мы победим вас!", - сделал своеобразное предупреждение лидер нации.
Содержание инаугурационной речи нового президента успешно вписалось в рамки предположений. Конечно же, не обошлось без непременных упоминаний об отцах-основателях, традиционных ценностях и величии американского духа. Но и актуальные проблемы не оказались за бортом. В целом же, Барак Обама плавно перешел от признания проблем (включая легкий выпад в сторону предыдущей власти) к яркому оптимизму. Человек, который в ходе предвыборной кампании стал символом перемен, готов воплощать их в жизнь. В одном, правда, он пообещал стабильность – США не собираются принципиально менять подход к политике: как внешней, так и внутренней. "Мы не будем извиняться за наш образ жизни", - заявил Барак Обама. И, с большой долей вероятности, надежды лидеров некоторых стран (включая, например, Дмитрия Медведева и Николя Саркози) на то, что при новых раскладах сверхдержава станет "скромнее", могут не оправдаться. "Мы готовы снова быть лидерами", - честно предупредил 44-ый президент Соединенных Штатов Америки. Время покажет ценность этого обещания.
Эра ответственности
Первое громкое решение нового президента коснулось его давнего обещания. Через несколько часов после вступления в должность Барак Обама на 120 дней приостановил деятельность военной прокуратуры американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе. Как и планировалось, нынешний Вашингтон готов закрыть "печальную главу американской истории", возможно, путем "предоставления" узников в "распоряжение" судов общей юрисдикции (а для пленников, чьи дела засекречены, могут создать отдельную судебную систему). Президентской деятельности положено очень яркое начало, но дальше, судя по всему, легко не будет.
Главное, что ожидают от Обамы американцы, - это успешная борьба с последствиями финансового кризиса (по мнению многих экспертов, США либо уже миновали "дно", либо находятся максимально близко к нему). И формы этой борьбы вызывают ощутимые сомнения, во всяком случае, фондовые индексы отреагировали на инаугурацию заметным падением. Экономисты объясняют это возможной спецификой "поведения" администрации Обамы с финансовым сектором. В ближайшее время новый президент планирует принять пакет решений по поддержке банков. Среди предполагаемых мероприятий – вливание денежных средств и выкуп "плохих" активов. И хотя слово "национализация" звучит не так уж часто и исключительно в связке со словосочетанием "крайние меры", банковскую систему превентивно залихорадило.
Помимо политики стабилизации финансовой системы новый глава государства планирует плотно заняться еще несколькими направлениями. Основное вполне вписывается в стандарты президентов-демократов – снижение налогового давления на средний класс. Собственно рост благосостояния среднего класса и рабочих будет восприниматься как главный показатель антикризисных мер. Кроме уменьшения налогов новая администрация планирует сосредоточиться на активном создании рабочих мест (до 3 миллионов – большей частью в рамках общественных работ), реформе медицины, увеличении производства альтернативной энергии. Главное – действовать быстро: "Если ничего не будет сделано, эта рецессия может длиться годами, процент безработицы может достичь двузначных чисел", - был готов не допустить новой Великой депрессии тогда еще будущий президент. К тому же, руководство Штатов осознает масштабы своей роли: если кризис пошел из Америки, то она должна его первой и побороть.
Разрешением внутренних экономических проблем сверхожидания от правления Барака Обамы не ограничиваются. Предполагается, что внешняя политика США тоже претерпит некоторые изменения. Например, отношения Штатов и России смягчатся, вектор интересов сместится с Восточной Европы на Африку и Ближний Восток, а американские солдаты вернутся домой. Пока новый президент (как уже упоминалось выше) готов работать в направлении дальнейшего уменьшения контингента американских войск в Ираке и над разрешением "афганского вопроса". Этими проблемами внешнеполитические сложности новой администрации не ограничиваются. По-прежнему вспоминают о ядерном оружии в КНДР и его возможном производстве в Иране. Необходимо определиться и с "поведением" США в ближневосточных конфликтах или решить, какими будут антитеррористические меры нового руководства (предполагается, что Обама готов сотрудничать с умеренными представителями ислама). А еще на повестке дня остается возвращение позиций, потерянных из-за кризиса, и курс на уменьшение нефтяной зависимости (как ни утопично это звучит). И, наконец, нужно просто решить с кем США планируют теснее "дружить". Впереди – громадье планов, а ответственность за их воплощение настолько высока, что у 44-го президента хватает оснований несколько пафосно, но справедливо говорить о своего рода "эре".