Политика без газа [ Редагувати ]

Основные "боевые действия" газового противостояния позади – теперь нужно привыкать к изменившимся условиям. В "обычный режим" переходят и политики. Только не всем легко сразу же отказаться от благодатной пиар-темы. Но, в основном, власть имущие успешно возвращаются к давно знакомым "баранам".
"Газовая война" не пройдет даром не только для экономики, которой придется привыкать к заметному подорожанию одного из основных энергоносителей, но и для украинской политики. Польза, которую в конфликтное время извлекают для себя политические игроки, очевидна: не нужно искать основания, чтобы напомнить о своем существовании/осудить/похвалить – "тепленький" информационный повод всегда под рукой. А масштабный характер противостояния ("при деле" были и отношения с "братским государством", и евроинтеграционные перспективы, и, наконец, стратегии политэкономического поведения высшего руководства страны) повышал привлекательность и без того актуальной темы до заоблачных высот. Но переговоры прошли, контракты подписаны, "заблудший" газ для Европы вернулся в трубы – а политическая жизнь замереть не может. Хотя энергетическая тематика ей будет "аукаться" еще долго.
По большому счету, у многих украинских политигроков в ближайшие недели будет наблюдаться "раздвоение" интересов (сейчас оно актуально практически для всех). С одной стороны, "родители" нации готовы вернуться к повседневным проблемам. С другой – и о газе забывать не хочется. Как по объективным причинам: во-первых, соглашение, "утрясенное" Юлией Тимошенко, вызывает ряд вопросов, во-вторых, сам формульный подход к формированию цены "голубого топлива" позволит вспоминать о "горячей" теме зимнего периода не реже, чем каждые три месяца. Так и по субъективным – кто же сразу откажется от подобного информационного "золотого" дна во имя решения каждодневных проблем. А потому государственная верхушка, хоть и настойчиво делает вид, что она вернулась к стандартному рабочему ритму, все равно продолжает "держать в уме" главную тему сезона.
К повседневной жизни активно возвращаются и на Банковой, и на Грушевского – где-то спокойнее, где-то активнее. Президент отложил подробное рассмотрение вопроса свежих договоренностей до ближайшего заседания СНБО. Его канцелярия в целом подобный подход поддерживает, правда, оставляя за собой право на сетования о том, как новые цены ударят по конечному потребителю, или не затаилась ли где-то коррупционная составляющая. Именно коррупция плавно заняла место главного объекта внимания Банковой. Пожалуй, самым громким моментом рабочей жизни президента в последние дни стали итоги совещания Виктора Ющенко с генеральным прокурором и исполняющим обязанности главы Службы безопасности Украины. Глава государства признал деятельность подчиненных Александра Медведько и Валентина Наливайченко крайне неэффективной. "Вы не можете продвигать эти дела, вы не являетесь угрозой для коррупционеров, над вами партийные зонтики, политические зонтики, и вы думаете, что у вас алиби, чтобы жить бездеятельно", - возмутился президент. Возможно, во многих странах логическим продолжением критики стали бы кадровые изменения в тех силовых структурах, которые подконтрольны президенту. Но, похоже, в ближайшее время в Украине этого может и не произойти. Виктор Ющенко перенес на февраль заседание Межведомственной комиссии по вопросам противодействия коррупции (той самой, которая "бездеятельно жила") – у "проштрафившихся" есть немного времени для воплощения в жизнь ускоренного курса реабилитации. К тому же, маловероятно, что президент рискнет сменить привычных и удобных глав ведомств, особенно с учетом его уменьшающегося контроля на парламент. Тем более что незадолго до памятной встречи Гарант в очередной раз отправил в Верховную раду представление на утверждение кандидатуры Валентина Наливайченко. Да и о "модном" год назад тренде – непременной отставке Александра Медведько вспоминают все реже. Кроме того, Виктор Ющенко, критикуя правоохранителей, нашел для них небольшое оправдание – мешают депутаты, которые не работают над судебной реформой. "Пока БЮТом и другими так называемыми демократическими силами будет блокироваться парламент по судебной реформе, ее не будет", - уверен президент. И, пока несознательные парламентарии мешают борьбе с коррупцией, президент отдает ей максимум внимания. Небольшие казусы, вроде новогоднего поздравления главы государства в адрес самого популярного на сегодня обвиняемого в служебных злоупотреблениях – судьи Зварыча – не в счет.
Пока глава государства временно сосредоточился на коррупционной тематике, глава правительства, слегка отдохнув на лаврах "газовой" спасительницы (впрочем, перекресный огонь за и против московских договоренностей никто не отменял), вновь ринулась в бой. После успеха на переговорах (а в украинских верхах едва ли не любой контракт называют успехом, договориться – это уже достижение), Юлия Тимошенко вернулась к банковским "баранам". Премьер взяла курс на следующую победу, а, с учетом событий последних месяцев, "жертва" была намечена заранее. "Изготовление" из руководства Национального банка Украины образа правительственного врага проходит вполне успешно. С одной стороны, к деятельности команды Владимира Стельмаха действительно накопилась масса вопросов. С другой – обвинение если не во всех, то во многих кризисных бедах правления НБУ, может найти понимание в широких народных массах (само по себе слово "банкир" постепенно приобретает негативный смысловой оттенок), и, к тому же, отвлекает внимание от проблем самого правительства. А дополнительным бонусом для главы Кабмина, которая 21 января адресовала президенту обращение с предложением способствовать срочной отставке Владимира Стельмаха, является "рикошет" по несимпатичному в последнее время Юлии Тимошенко банку "Надра". В целом же, судя по тональности послания, война с руководством НБУ ведется во имя высочайших целей (а не в силу того, что оно не спешит материально поддержать Кабмин, как на это намекают в СП). "Каждый потерянный день усугубляет кризис в стране", напоминает в своем обращении Юлия Владимировна.
Следующий этап маленькой и потенциально победоносной кампании премьера за спасение Украины из лап кризиса находится в ведении Верховной рады. И депутаты от БЮТ уже выполнили часть своей задачи. На 26 января назначено внеочередное парламентское заседание, цель которого – рассмотрение ситуации на валютном рынке и, если получится, отставка главы НБУ. В законности еще не принятого решения уже успел усомниться спикер, но "бютовцы" в своих правах уверены. Народные избранники тоже возвращаются к привычной работе, а задача отставить Стельмаха была поставлена еще в декабре 2008 года.
Тематика последних заявлений парламентариев знакома до боли: невозможность или незапланированность президентского импичмента, перспективы выказывания недоверия правительству, критика СП и/или Кабмина. Готовность к рабочим будням демонстрируется во всей красе. Менее прочих забыть о том, что "газовый" конфликт был совсем недавно, готовы оппозиционеры. Их можно понять – отказываться от лишнего повода критиковать власть всегда печально, особенно если могут оказаться затронутыми "родные" бизнес-интересы. Возможно, поэтому Партия регионов восприняла результат газовых переговоров еще резче, чем Банковая. "Регионалы" вспомнили Юлии Тимошенко все: и непрофессионализм, и слабость позиций, и ухудшение геополитических перспектив, не забыв и о потенциальных последствиях – "крайняя бедность, голодные люди, холод и безнадежность во всем государстве". Энтузиазм, с которым сторонники Виктора Януковича регулярно живописуют беды, то ли постигшие, то ли подстерегающие украинцев, вызывает некоторое замешательство. Может даже создаться впечатление, что ПР готова спасать народ прямо сейчас и голым руками, ведь еще немного – и будет поздно. Но с большей долей вероятности причина подобных заявлений – обустраивание плацдарма для начала президентской кампании. Ведь, если в стране катастрофа, то и критика властей выглядит обоснованнее. А если катастрофы нет, то зафиксировать этот приятный факт можно будет и позже – например, через месяц-другой после победы Виктора Федоровича. Но на одном только газе далеко уехать сложно. И, как и все остальные политические игроки, "регионалы" тоже вспоминают о проверенных темах. Как вариант - об ущемлении языковых прав национальных меньшинств.
"Газовое" противостояние, несмотря на свои масштабы и, что главное, реальные экономические последствия, с точки зрения внутренней политики остается важным, но эпизодом. К воспоминаниям о нем, безусловно, еще вернутся, тем более что начавшийся год пройдет под знаком грядущих президентских выборов. Но пока политики вспоминают о том, чем они еще могут заняться: усилением Кабмина (согласно предложению Николая Мартыненко), не только "окологазовой" взаимной критикой, борьбой с кризисом, наконец. Каждый выбирает для себя удобную сферу для приложения усилий. Жизнь продолжается, политическая – в том числе.