День рождения Игоря Сикорского [ Редагувати ]

Родился Игорь Сикорский 6 июня (25 мая) 1889 года в семье знаменитого киевского психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, в свою очередь вышедшего из семьи бедного сельского священника и сделавшего блестящую научную карьеру. Игорь учился в гимназии, потом в Морском кадетском корпусе. В корпусе Игорь окончил только общий курс и в 1906 году уехал во Францию, на родину воздухоплавания, где шесть месяцев учился в Технической школе Дювиньо де Ланно. В 1907 году он поступает в Киевский политехнический институт, много работает в своей импровизированной авиационной мастерской, читает о полетах Цеппелина и братьев Райт, начинает осознавать, что авиация может стать делом всей жизни. В 1909 году вновь едет в Париж. Наблюдает полеты машин братьев Райт, Фармана, Блерио. Учится у известного конструктора и испытателя самолетов Фердинанда Фербера, вскоре разбившегося при испытаниях очередной конструкции.
Возвратившись в Киев, Сикорский приступает к самостоятельной конструкторской деятельности, но начнет не с аэроплана, а с вертолета (геликоптера, как его тогда называли) - вопреки всему, что говорили вокруг о бесперспективности вертолетной конструкции. Свой вес в 180 килограммов геликоптер поднимать мог, но с пилотом не взлетал. Убедившись в неудаче, Сикорский начинает вплотную заниматься конструированием аэроплана.
Вскоре после начала Первой мировой войны под руководством Игоря Сикорского будут созданы первые русские тяжелые бомбардировщики. Много времени конструктор проводил на театре военных действий, наблюдая возможности и недостатки своих самолетов, не меньше - в цехах "Руссо-Балта" в Петербурге и других авиационных мастерских.
После октября 1917 года завод "Авиа-Балт", где тогда работал Сикорский, встал. Встали и другие предприятия российской авиационной промышленности. В начале 1918 года "Авиа-Балту", правда, удалось получить небольшой заказ на достройку части самолетов для нужд Красной Армии. Но Игоря Сикорского уже не было в России.
Сикорский покинул родину в марте 1918 года, отплыв из Мурманска и высадившись в Ньюкасле (Англия): слишком реальна была угроза ареста, да к тому же в условиях неразберихи и анархии не приходилось рассчитывать на скорое возрождение авиационной промышленности России. Несколько недель инженер живет в Лондоне. В марте 1919 года Сикорский отбывает в Нью-Йорк.
В Америке Игорь Иванович поначалу сильно бедствовал, давал уроки математики, читал лекции по авиации и астрономии. Был в тесном контакте с русскими инженерами-авиаторами. Первая созданная эмигрантами во главе с Сикорским компания называлась "Сикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн". Мастерская и конструкторское бюро располагались в... курятнике одной из ферм на острове Лонг-Айленд. Когда несчастные русские самолетостроители пришли в полное уныние от курятника, безденежья, неудач и не взлетающих на изношенных двигателях (на новые не было денег) самолетов, стало известно, что акции компании на 5 тысяч долларов купил Сергей Васильевич Рахманинов. Для рекламных целей всемирно известный композитор и пианист согласился стать вице-президентом компании. Вместо курятника компания могла теперь арендовать ангар.
К апрелю 1924 года был готов первый американский самолет Сикорского S-29A. Потом был сконструирован красавец S-37, исправно служивший на линии Сантьяго-де-Чили-Буэнос-Айрес. В Южную Америку его перегнал главный испытатель самолетов Сикорского бесстрашный георгиевский кавалер Борис Сергиевский.
А потом была крупная удача с самолетом-амфибией S-38. Посыпались заказы, больше всего от компании "Пан Америкен". Сикорский становится очень известным в Америке человеком.
Конструкции "русской фирмы" ценятся чрезвычайно высоко. На американских авиазаводах буквально требуют, чтобы половина персонала предприятий непременно была русским.
Летающая лодка Сикорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые рекорды грузоподъемности и скорости. Затем была S-43, которую закупили советские торговые представители. Эта амфибия участвовала в поисках пропавшего в северных льдах экипажа Леваневского и снималась в фильме "Волга-Волга", где ее выдавали за советскую.
Испытания первых вертолетных конструкций Сикорского приходятся на рубеж 1930-40-х годов. Вертолеты Сикорского использовались в военных действиях под занавес Второй мировой войны и в Корее. Свой вклад в падение Германии и Японии они внесли. Но прежде всего они использовались как вспомогательные и спасательные средства.
Главной задачей вертолета конструктор считал не его военное применение, а спасение человеческой жизни. За годы войны в Корее санитарно-спасательными вертолетами Сикорского было спасено более 10 тысяч человек.
S-55 был первым вертолетом, совершившим в 1952 году перелет через Атлантику. Вертолет Сикорского S-55 в 1950-е годы вообще не знал себе равных. А затем Сикорский конструировал вертолеты для американских президентов. На S-58 президент Эйзенхауэр возил своего гостя Хрущева. Машина понравилась Хрущеву. Два салонных S-58 были закуплены СССР. Их оборудование сравнивали с нашим Ми-4. Отставание было разительным именно по оборудованию, не по самой конструкции. Впоследствии советские тяжелые вертолеты превзойдут американские, но Сикорского уже не будет в живых.
Первые вертолеты с автопилотом - также детище Сикорского. После того как в 1957 году было налажено серийное производство S-58 и создана легкая машина конструктора S-59, побившая мировые рекорды скорости и высоты, Игорь Иванович вышел на пенсию, сохранив за собой звание советника. Его фирма процветала, занимая первое место в мире по количеству производимых в год вертолетов различной модификации, хотя основные конкуренты, в частности "Боинг-Вертол", тоже не дремали. Задела Игоря Ивановича хватило фирме на многие годы - здесь успешно шло производство вертолетов второго и третьего поколений, вертолета-крана, вертолета-амфибии, вертолета-тральщика.
Игорь Сикорский, бесспорно, принадлежит к числу самых выдающихся технических гениев ХХ столетия. Перечень полученных им наград и дипломов необычайно велик. Достаточно сказать, что его имя включено в США в Национальный зал Славы изобретателей наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Уайтов, Пастера. Почетная медаль Джона Фрица "За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук" в области авиации была присуждена только двум людям - Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту.
Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии Америки. В 1938 году ему было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси, так как русские американцы знали, что Сикорский размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Ссылаясь на Федора Достоевского и Владимира Соловьева, оратор завещал: "Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед".
Игорь Иванович Сикорский скончался 26 октября 1972 года во сне. Жена обнаружила его навеки уснувшим со скрещенными на груди руками. Говорят, так умирают праведники.