...плюс криминализация всей страны [ Редагувати ]

Длительное время основной поток украинских новостей обеспечивали политикум и, возможно, происшествия и стихийные бедствия. Со временем к ним присоединился экономический кризис. Но уже во второй половине 2009 "топ-темам" пришлось потесниться на "олимпе". Все большую роль в информационном пространстве играет криминальная хроника.
Жить стало страшнее, товарищи?
Грядущий разгул преступности эксперты начали обещать Украине еще в конце 2008 года. Тогда во многом пока еще "гипотетически-западный" финансовый кризис пошел оборачиваться реальными экономическими проблемами. Ожидаемые заметное сокращение доходов людей и неминуемый рост числа безработных, по мнению, в первую очередь, представителей правоохранительных органов, непременно должны были привести к увеличению, как минимум, количества карманных краж и ограблений, как максимум – к существенной криминализации общества. Вероятно, неслучайно, вслед за такими прогнозами и первыми цифрами, которые зимой-весной 2009 года фиксировали рост уличной преступности в пределах 5-7 процентов, появилось предложение министра внутренних дел разрешить свободную продажу травматического оружия. Возможная программа "Помоги себе сам" в жизнь так и не воплотилась, поэтому милиции пришлось активно доказывать, что для того, чтобы уберечь нас, ее усилий вполне достаточно.
Несмотря на то, что отечественные правоохранители признают влияние экономического кризиса на криминогенную обстановку (обычно в рамках 10-15 процентов), их отчеты неизменно оптимистичны. Стоит только представителям высших органов власти (президенту, парламенту, Совету национальной безопасности и обороны, снова президенту, опять парламенту, и еще раз президенту) озаботиться фактом достижения "критической точки" и дать нелестные оценки действиям МВД, как охранники правопорядка бодро рапортуют: статистика в порядке. Официальные показатели действительно находятся в пределах нормы. Полугодовой отчет о деятельности Министерства внутренних дел традиционно делится вполне приятными цифрами: преступлений регистрируется пусть немного, но меньше, раскрывается пусть немного, но больше, а существенные перекосы по некоторым направлениям (например, число коррупционных деяний в особо крупных размерах выросло почти на 40 процентов) можно объяснить большей сосредоточенностью правоохранителей на конкретных "темах"… Но статистика - статистикой, а без "ликов кризиса" Украина все-таки не обходится. Как и следовало ожидать, материальные проблемы накладывают свой отпечаток на картину происходящего. Растет уровень уличных преступлений (например, в Киеве в пять раз увеличилось число карманных краж), заметно чаще среднего происходят ограбления, в том числе и банков, а среди пойманных преступников все больше безработных, поясняющих свои поступки финансовыми трудностями, причем не последнее место занимает прогнозированная причина "нечем платить по кредиту".
Если ухудшение криминогенной обстановки за счет роста числа краж, ограблений, экономических преступлений находится в пределах "кризисных" ожиданий, то более резонансные затруднения, вроде "потери" подследственного неофеодала и экс-нардепа Виктора Лозинского, МВД труднее объяснить неудачным моментом. За последнее время на головы отечественных правоохранителей посыпались подзабытые было общественностью проблемы громких тяжких преступлений. Только за последний месяц украинцы смогли "вспомнить былое" в связи с перестрелкой в Голосеевском парке столицы, убийством прокурора Таращанского района Киевской области или стрельбой в стиле "лихие девяностые" близ киевского торгового центра "Форум", жертвами которой стали владелец магазина и два его охранника. Вопрос в том, насколько длительными будут эти "сеансы воспоминаний" и чем они могут быть вызваны.
Неожиданный рост числа громких преступлений, мягко говоря, не слишком обнадеживает. И пусть министр внутренних дел утешает слушателей аргументацией в пользу тезиса "все под контролем", проблема увеличения доли криминальной хроники в потоке новостей одной только верой в светлое будущее не снимается. К тому же, помимо кризиса и возможного подъема преступности (экс-заместитель главы МВД Михаил Корниенко уже сделал прогноз о "возвращении в девяностые" в связи с выходом на волю преступников, осужденных 10-15 лет назад), украинскую ситуацию отягощает еще и приближение президентских выборов. И последний фактор, похоже, тоже сыграет немалую роль в образцово-показательной "декриминализации" обстановки.
Первым делом выборы, а преступность – потом?
В сложившейся ситуации в наименее завидном среди других политиков положении оказался министр внутренних дел. На предвыборную кампанию у Юрия Витальевича были планы (а именно - агитация за премьер-министра, причем в отпускное время), которые плохо совмещаются с нынешним уровнем "околокриминального" резонанса. Выправить дисбаланс, в пользу которого дополнительно работают оппозиционеры, жаждущие отставки главного милиционера еще со времени инцидента во франкфуртском аэропорту, могут только быстрое раскрытие отдельно взятых преступлений и улучшение показателей по всем фронтам. Но впечатляющие успехи, которые сотрудники МВД демонстрируют по первому направлению, еще не означают автоматического разрешение проблем по второму.
Своеобразной рекламой успешной работы Министерства внутренних дел может служить не только утешительная статистика, но и скорость, с которой его глава готов предлагать варианты разрешения трудностей. Например, резкий всплеск преступлений, соответствующих "почерку" организованной преступности а ля девяностые, Юрий Луценко успел пояснить глобальным процессом перераспределения криминального влияния на постсоветском пространстве из России вовне. А заодно, предложил имиджево привлекательный вариант облегчения трудностей – контроль за перемещением иностранцев на территории страны. Идея министра не нова. Необходимость "приведения в чувство" миграционной политики украинского государства действительно актуальна уже не первый год. Но в своем порыве решить одним "этническим" махом существующие проблемы Юрий Витальевич склонен публично несколько недооценивать роль соотечественников. Приведение статистических данных о "почти двух тысячах преступлений, совершенных иностранными гражданами", редко сопровождается уточнением по поводу общего числа зарегистрированных преступлений. А их в первом полугодии 2009 года, согласно данным МВД, было совершено свыше 193 тысяч…
Чем ближе выборы, тем популярнее становится мнение о том, что МВД трудится не в полную силу. Традиционно его разделяют два лагеря – парламентская оппозиция и президентский лагерь. Причем в последнее время активизировались оба. У представителей самой большой фракции очередной приступ неудовольствия вызвал пристальный интерес главного милиционера к прошлому, настоящему и родственным связям нардепа-"регионала" Эльбруса Тедеева, а на Банковой в очередной раз озаботились общей картиной. "Сообщения последнего времени об агрессивных демонстративных преступлениях - убийствах, стрельбе, ограблениях среди белого дня - свидетельствуют о том, что наглость преступников не находит адекватного ответа со стороны органов внутренних дел", - делилась недовольством президента его пресс-секретарь Ирина Ванникова. Ответ главы МДВ не заставил себя ждать: Виктору Ющенко было рекомендовано следить за своими подчиненными (преимущественно, чиновниками областных и районных администраций), которые за год "успели разворовать" порядка 2,7 миллиарда гривен бюджетных средств. "У нас 94% раскрытия убийств в Украине. Пусть он (президент, - "Подробности") обеспечит 94% целевого использования средств, а не хищений", - публично возмущался верховный правоохранитель.
Такая мгновенная защита нападением заставляет задуматься о роли правоохранителей в политическом процессе. Например, стремление милиции устроить коррупционерам "разведку боем" автоматически внушает надежду на лучшую жизнь, особенно в свете резонансного дела судьи Зварыча. Но полностью исключить из деятельности МВД околополитический аспект все-таки затруднительно, ведь управляют им все-таки политики. Резкая реакция на критику в стиле "сначала на себя посмотрите"; торжественная "антикоррупционная" командировка соратника Юрия Луценко Геннадия Москаля не куда-нибудь, а в Крым, который сейчас лихорадит из-за раскола в среде местных "регионалов"; стремительное раскрытие резонансных преступлений, но скромные достижения в деле "заблудшей овцы" БЮТ Виктора Лозинского – при желании действия правоохранительных органов и их результаты можно с успехом использовать как весомый фактор влияния… Винить за это политиков, руководящих силовиками, трудновато – каждый имеет право на свой запас козырей в рукаве, будь-то арест генерала Пукача или клеймение антипатиков за разгул преступности в стране. Главное, чтобы власть имущие в ходе бурной кампании не забыли, что за красивыми в имиджевом отношении аргументами стоят не только статистические данные, но и судьбы людей. И кризис ли тому виной, международная мафия или возвращение "бригадиров", но раскрытие преступлений не должно превращаться в оружие, как минимум, психологического воздействия на оппонентов. Ведь отсюда уже действительно и до "лихих девяностых" недалеко…