Эдвард Григ: 160 лет со дня рождения [ Редагувати ]
15 июня исполняется 160 лет со дня рождения норвежского композитора, дирижера и пианиста Эдварда Грига.
Произведения Грига прочно вошли в сокровищницу музыкального наследия XIX века
Григ родился в городе Бергене. С отцовской стороны родоначальником семьи был шотландец Джон Григ, а отец композитора Александр был купцом и занимал пост британского консула в Бергене. Мать Эдварда Грига - Гесина - была хорошей пианисткой. Она и давала своему сыну первые уроки игры на фортепиано, когда мальчику было шесть лет.
В 1858 году пятнадцатилетний Григ отправился на учебу в консерваторию Лейпцига, где он занимался по классу фортепиано и композиции. Интересно, что в последствии композитор всегда говорил, что консерватория ему страшно не нравилась.
Однако огромную пользу он получил от посещения концертов в знаменитом лейпцигском Гевандхаузе, где он слышал фортепианный концерт Шумана в исполнении его жены Клары. Заметное влияние на молодого композитора оказал датский музыкант Нильс Гаде. Он заметил талант Грига и всячески помогал ему советом и поощрял его творчество. Тогда же композитор познакомился с Гансом Христианом Андерсеном и впоследствии сочинил несколько песен на его тексты, как, например, "Карие глаза".
Романтизм малой формы
Однако решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига как норвежского композитора оказал композитор Рикард Нурдрок. Он познакомил молодого музыканта с норвежским фольклором. С того момента дальнейший путь Грига был ясен. Он посвятил свое дальнейшее творчество романтическому национализму. В 1865 году в Риме Григ познакомился с драматургом Ибсеном, а в 1874 году композитор получил приглашение написать музыку к его драме "Пер Гюнт".
Впитавшая в себя традиции немецкого романтизма, музыка Грига глубоко национальна, и влияние норвежского фольклора хорошо заметно в его фортепианной пьесе "Кобольд" из фортепианного цикла "Лирические пьесы".
Сочиняя музыку, Григ предпочитал малые формы, он чувствовал себя в них уверенно.
Пожалуй, единственное произведение крупной формы композитора, которое по сей день в репертуаре исполнителей - его фортепианный концерт, написанный в той же тональности, что и услышанный им в Лейпциге концерт Шумана - ля минор.
Это произведение вместе с музыкой к драме Ибсена "Пер Гюнт", вокальными циклами и лирическими пьесами для фортепиано, прочно вошли в сокровищницу музыкального наследия XIX века.