Мнение: Тяжелая мишень [ Редагувати ]
У оппонентов курса реформ закончились аргументы для критики. Коммунисты и "Наша Украина" объединили усилия, чтобы выбить из кресла вице-премьера Сергея Тигипко, ответственного за реформы в стране. Однако абсурдность ситуации состоит в том, что лучше от этой отставки стране не станет. Давно назревшие реформы все равно нужно проводить. А без вменяемого управленца на главном реформаторском посту мы получим повторение "оранжевой" пятилетки – большое болото, в мутной тине которого каждый будет ловить свою собственную рыбку, пока Украина будет катиться под откос.
Зависть не в радость
Верные ленинцы и верные ющенковцы синхронно заговорили об отставке Тигипко неспроста. На сегодняшний день это самая удобная мишень для критики. Все реально заметные шаги правительства связаны именно с его действиями. Переговоры с Международным валютным фондом, Налоговый кодекс, строительная реформа, дерегуляция для бизнеса, изменение системы пенсионного обеспечения, таможенные инициативы, легализация заработных плат и рабочих мест – все эти направления, которые в предыдущих составах Кабмина разбрасывались на разных исполнителей, в этом правительстве ведет один человек.
Критиковать Тигипко всегда удобно, поскольку критика изменений, упрощений и ломки бюрократического аппарата уже стала привычным делом для обывателя. С другой стороны, кричать предпочитают со стороны – на ринг с вице-премьером для серьезного спора никто из жарких критиков пока не выходил. И объяснение здесь простое – у него явно есть аргументы, а у оппонентов – лишь желание освободить кресло. Как будто самолет, выходящий из крутого пике, может как-то спасти катапультирование пилота.
С конфликтом КПУ с Тигипко более или менее все понятно. Здесь есть несколько линий. Это Гостаможслужба, главой которой трудится ставленник коммунистов Игорь Калетник; Налоговый кодекс, который, по мнению КПУ, создает антинародные условия для ведения бизнеса, переговоры с МВФ, в которых Тигипко якобы сдает национальный суверенитет, и, конечно же, пенсионная реформа. Правда, в своей критике реформ вице-премьера коммунисты достаточно избирательны. И за первую (до вето президента), и за вторую редакцию Налогового кодекса фракция КПУ в парламенте голосовала единогласно – 26 из 26 голосов. За закон "О регулировании градостроительной деятельности" было отдано 25 из 25 голосов (в промежутке фракцию покинул Леонид Грач).
А вот обвинения со стороны "нашеукраинцев" – это что-то новенькое. Похоже, в них взыграла зависть, что за пять лет пребывания их президента у власти не было сделано и половины изменений, которые проведены в стране за минувший год. И это при том, что у Виктора Ющенко стартовый уровень лояльности был гораздо выше, чем у Виктора Януковича. У "Нашей Украины" при желании в руках было бы не меньше власти, чем у сегодняшней правительственной команды. Но в историю они, к сожалению, войдут как неудачники, упустившие лучшие годы для проведения сложных реформ. Теперь завидуют.
К слову, для того чтобы начать реформировать страну, не нужно было придумывать велосипед. Планы реформ уже давно написаны нашими соседями из Европы. Польша, Чехия, Болгария, Румыния проходили наши болезни и слабости задолго до вступления в Евросоюз. Сегодня Тигипко пытается перенять европейский опыт. Не всегда получается. Но давайте будем откровенны: он ведь один в поле воин. Ни в одной отрасли, кроме его "подопечных", больше не происходит радикальных сдвигов. Даже больше – мешают закостенелые бюрократы, из чьих рук он выбивает денежные потоки, упрощая процедуры и борясь с коррупцией. Ситуация на Таможне тому явный пример. Поборы, от которых в последний год стонут импортеры, напрямую определяют рост цен на рынках. Активные протесты коммунистов против инициатив Тигипко и "Сильной Украины", направленных на то, чтобы прекратить коррупцию на таможне, свидетельствуют о том, что в КПУ прямо заинтересованы в сегодняшнем положении дел – запутанных непрозрачных схемах.
Сорри, бабушка
Если "нашеукраинцы" протестуют хотя бы против конкретных изменений, но в принципе выступают за необходимость реформ, то коммунисты вообще против каких-либо реформ. Хотя, казалось бы, в ситуации, когда большинство голосующих за КПУ избирателей – это нищие пенсионеры и отчаявшиеся безработные из депрессивных регионов – верные ленинцы должны были бы первыми ратовать за улучшение благосостояния населения. Но им это невыгодно. Ведь если голодный электорат вдруг начнет случайно становиться сытым, он поймет, что в цивилизованной европейской стране извращенные коммунистические идеи не могут быть реализованы.
Внукам Ильича не нужны граждане, которые смогут получать достойную зарплату, иметь подушку безопасности на черный день, свободно заниматься бизнесом, не завися от большого начальства. Ведь они будут требовать минимизации роли государства в экономике, не будут полагаться на установленный правительством прожиточный минимум или минимальную пенсию. Заманить таких назад "в СССР" будет практически невозможно. А поскольку либеральные реформы, затеянные правительством, как раз и ведут к созданию среднего класса, способного отказаться от совковой опеки государства, КПУ не покидает страх провалиться уже на ближайших парламентских выборах.
После Тигипко
А теперь представим, что Сергей Тигипко больше не работает вице-премьером. Что это даст? Начнем с того, что в правительстве станет меньше на одного экономиста-профессионала, способного ставить цели развития и достигать их. Кто еще может сказать, что за спиной у него есть не только пятнадцатилетний политический, но и двадцатилетний предпринимательский опыт? Любому члену правительства и провластного большинства сегодня не хватает или одного, или второго компонента. И это сказывается как на решениях и инициативах, так и на политике возглавляемого ведомства или курируемого направления в парламенте. Далее, мы получим минус одного (из одного?) переговорщика с западными структурами. Можно быть уверенным: никто из остальных чиновников и близко не сунет нос в Вашингтон, чтобы отстаивать позиции Украины перед МВФ. Никто не выступит перед западным бизнесом, чтобы объяснить, насколько интересным может быть инвестирование в нашу страну. В конце концов, есть еще и вопрос политической адекватности и харизмы. Если Тигипко уйдет в отставку, кто сможет внятно объяснять, куда мы движемся?
Если сегодня в парламенте хватит политической воли отпустить единственного человека с картой, который знает, куда надо идти, вполне возможно, что из лабиринта экономической разрухи, оставленной в наследство нынешнему правительству от Юлии Владимировны, мы еще долго не выберемся.
Алексей Бойко,
эксперт, экономист