Пресс-конференция президента: Реформы, газ и сочувствие [ Редагувати ]

Очередное полугодие в жизни страны президент подытожил пресс-конференцией. Виктор Янукович рассказал о реформенном настоящем и будущем, формате дружбы с Россией и значимости гражданского общества. Но оптимистично делясь общим, говорить о личном гарант категорически не хотел.
От реформ не скрыться
Лейтмотивом первой части проведенной 8 июля (и сопровождаемой митингом сторонников ПР)отчетной пресс-конференции президента за полгода стал рассказ главы государства о реформах. Еще во время не слишком продолжительного вступительного слова глава государства постарался настроить слушателей на благожелательно-конструктивный лад. Похвалившись экономическим подъемом, президент напомнил: в 2010 году обещанные реформы всего лишь начались, а в 2011-м они только продолжаются. Это, вероятно, должно было ненавязчиво пояснить, почему улучшение жизни уже сегодня мало кто успел заметить. Модернизация – дело комплексное и непростое, объяснял гарант, обещая, что проходить она все равно будет "как можно скорее, чтобы получить конечный результат". И, должно быть для того, чтобы у граждан, которых не устраивает результат промежуточный, было меньше поводов для нареканий, гарант не упустил возможности посочувствовать стране в прямом эфире. "Я сочувствую людям в первую очередь. Но без этого, если мы этого не будем делать, не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны в целом. Мы все это хорошо понимаем. Поэтому этот путь неминуем", - пояснил Украине президент. С учетом того, что за день до встречи Виктора Януковича с журналистами Верховная рада за полночь приняла пенсионную реформу – ремарка главы государства прозвучала весьма актуально.
Взявшись за тему реформ, Виктор Федорович не избежал и обсуждения того, почему же они идут не в том темпе, который власть собиралась взять еще год назад. Впрочем, изменять дежурному объяснению последних месяцев, которое так хорошо себя зарекомендовало в рамках послания к парламенту, глава государства не стал. Тормозом реформ президент уже не в первый раз назвал нерадивость чиновников и засилье коррупции. И снова – пообещал с ними бороться. "Научить такое огромное количество чиновников быстро и чтобы они действовали синхронно и эффективно - это очень сложное, но, я считаю, одно из самых важных дел", - поделился с аудиторией трудностями Виктор Янукович. А в помощь эффективной борьбе с бюрократией будет не только недавно вступивший в силу "антикоррупционный" закон, но и метод кадровых перестановок. "Проходили некоторые кадровые изменения, мы будем подтягивать тех, кто опаздывает по разным причинам. Мы будем привлекать более эффективных государственных менеджеров, мы будем делать выводы", - вновь пообещал гарант, правда, перечень "отстающих", в который уже попадали потерявшие кресла в Кабмине Виктор Тихонов и Илья Емец, на этот раз обнародовать не стал…
Стоит только приложить усилия – и Украина заживет по-новому, не устает напоминать президент. И Крым будет не хуже, а лучше Антальи, и к Евро-2012 мы постараемся успеть подготовиться в полной мере, и курсу гривны ничто не будет угрожать – ведь золотовалютные запасы Нацбанка и сейчас выглядят внушительно (37,5 миллиарда долларов, по словам главы государства), а концу года – резервы и вовсе будут составлять все 40 миллиардов, "если Бог даст". Но, снова-таки, в детали (а в этом случае это уточнения по поводу того, какая часть запасов может уйти на погашение внешнего долга) глава государства вдаваться не стал. Стоит заметить, что ответы на ряд вопросов были довольно поверхностными. Зато о будущем рынка земли гаранта успели спросить дважды. И здесь президент был осторожен. От мысли о необходимости продавать землю руководство государства отказываться не планирует. Более того, государственный лидер пообещал, что законы, регулирующие эту сферу верховная рада примет в начале следующей сессии с тем, чтобы земельный рынок заработал уже в 2012 году. Самых острых моментов правящий лагерь решил избегать. Президент заверил слушателей в том, что ценнейший ресурс (а по его подсчетам украинские земли стоят около 420 миллиардов гривен) не будет продаваться иностранцам и юридическим лицам. Все реформы – для блага народа, как же иначе…
Дружба в пределах прагматизма
Несмотря на то, что пресс-конференция стартовала с темы реформ, под влиянием журналистов президенту приходилось переключаться на обсуждение и других животрепещущих вопросов. Так, одной из популярнейших тем предсказуемо стали взаимоотношения с Россией – как газовые, так и не очень.
На сотрудничество со стратегическим партнером глава государства смотрит с некоторым фатализмом. "Мы идем по пути восстановления отношений с Россией, потому что мы обречены быть партнерами", - пояснил он. Виктор Янукович не упустил шанс напомнить о росте товарооборота между двумя государствами, рассказал о перспективах сотрудничества в разных областях (от атомной энергетики до авиастроения), но и уточнил – сотрудничество будет осуществляться исключительно в пределах требований "национального прагматизма".
Утонение по поводу прагматизма было определенно не лишним. В ответах на вопросы Виктор Янукович задел значимые для Кремля темы. И ответы эти прозвучали для соседей не обнадеживающе. Во-первых, гарант опять повторил, что работа с Таможенным союзом Украину устраивает только в удобном для нее формате. "Предложенная нами формула 3+1 является нашей стратегией, она положена в основу национального прагматизма нашей внешней политики. Поэтому сейчас мы уговариваем наших партнеров, что та договорная база, которая у нас построена на двухстороннем уровне между Россией, Белоруссией и Казахстаном, она должна быть перенесена, как минимум, в формулу "3+1", - заявил он. Другим чувствительным для соседей моментом стала ремарка Виктора Федоровича по поводу совместного будущего "Нафтогазпрома". "Мы не планируем слияния Нафтогаза и Газпрома. Мы планируем, чтобы Газпром и Нафтогаз участвовали в других проектах, например в модернизации украинской газотранспортной системы, развитии отдельных ее участков, возможно добычи нефти или газа, в том числе в Украине. Но как такого объединения не планировал никто и его не будет", - вступил в противоречие с прошлогодним экспромтом Владимира Путина президент. Тем не менее, возможность поучаствовать в судьбе национальной корпорации у зарубежных инвесторов все же будет – глава государства подтвердил намерение реструктуризировать "Нафтогаз" и выставить акции получившихся компаний на биржу.
По словам гаранта, решать наболевший газовый вопрос Украина будет тремя путями. Во-первых, углубится в энергосбережение, во-вторых, увеличит масштабы добычи собственных углеводородов, и, наконец, в-третьих, будет надеяться на партнерские отношения с Россией. Но пока первые два направления трудно назвать перспективой ближайшего времени, Киев не оставляет надежды на пересмотр контрактов 2009 года. Виктор Янукович подтвердил, что результат деятельности сформированной недавно рабочей группы может стать известен в короткие сроки. На конец июля запланировано очередное заседание межгосударственной комиссии, в ходе которой президент Украины рассчитывает (опять же – если даст Бог – гарант регулярно уповал на Всевышнего) "решить этот вопрос". А подробности будущих договоренностей могут стать известны еще ранее – во время "предваряющей" встречи премьеров, на которой глава государства готов, в случае необходимости, заменить болеющего Николая Азарова. "Газовый" оптимизм Виктора Федоровича хоть и выглядит внушительно, но все же его несколько портит неготовность президента рассказать о том, на какие именно уступки собирается идти Украина, если и идти в ТС она не хочет, и "Нафтогаз" на слияние не отпускает…
Конфликт личного с общественным
Рассказывая о значимости реформ, президент неоднократно вспоминал о необходимости взаимодействовать с гражданским обществом, обещал содействовать свободе слова, говорил о важности независимого правосудия. Но суть ответов на некоторые вопросы заметно диссонировала с тем образом сочувствующе-благожелательного главы государства, который пытались создать "вводные" заявления.
Непросто гаранту давались ответы на вопросы, в которых журналисты пытались выяснить мнение Виктора Януковича по поводу судебного рассмотрения дела Тимошенко. Поначалу Виктор Федорович старался придерживаться той же линии, что и перед европейскими слушателями: сам факт проведения публичного процесса такого уровня – это достижение, манера защиты Тимошенко превращает ее в звезду эфира – но это ее дело, а президент не имеет никакой возможности влиять на правосудие. "С точки зрения права, как вы себе представляете, что я должен сделать? Поднять трубку, позвонить судье или прокурору? И сказать: ты делай так, так, либо так. Вы представляете себе это? Или вы хотите, чтобы я так сделал? Вы прекрасно понимаете, что у меня нет таких прав, и я не хотел бы их даже иметь", - постарался убедить аудиторию глава государства. При этом, комментируя происшествие в Луганске (избиение девушки депутатом горсовета от ПР Романом Ландиком – сыном и племянником двух "регионалов"-нардепов), Виктор Янукович не преминул отметить, что уже обсуждал возбуждение уголовного дела по этому поводу с генпрокурором и не думает, что расследование скандального инцидента продлится долго. Но, конечно же, точку здесь (как и в деле Тимошенко) может поставить только суд.
Довольно поверхностно комментируя процесс против экс-премьера, президент не стал углубляться в и организационные особенности происходящего в Печерском райсуде столицы. Попытки журналистов выяснить отношение гаранта Основного закона к нарушению прав и свобод, обеспеченному усилиями "Беркута" в здании суда, заметным успехом не увенчались. Виктор Янукович правоохранителей "конечно, не оправдывает", но корнем зла, похоже, склонен считать устаревший Уголовно-процессуальный кодекс, новая версия которого у власть имущих "уже почти готова".
Приблизительно так же аккуратно глава государства комментировал и другие насущные проблемы журналистов. Ситуацию с готовящимся законом об общественном телевидении вместо него подробно прояснила Анна Герман… А все нарекания на нарушения свободы слова (участники движения "Стоп цензуре" жаловались на избирательный допуск журналистов к микрофону, а позже пресс-секретарь президента подтвердила, что темы для вопросов были согласованы заранее) Виктор Федорович переадресовывал созданной накануне межведомственной рабочей группе.
Взаимоотношения гаранта со свободой слова на июльской пресс-конференции ярко продемонстрировали два эпизода. Главе государства очень непросто дались ответы на вопросы по поводу того, кому принадлежат хозяйственные объекты на территории заповедника "Межигорье" (такие, как корт, где президент играет в теннис, или бассейн, где он плавает), и может ли он повлиять на своего сына-депутата, голосующего карточками коллег. Ответом на первый вопрос стала лекция на тему недопустимости ультиматумов и святости дома для каждого человека. "Вы знаете, что означает для человека его дом. Это то святое, к чему я бы не хотел, чтобы касались руками. Я такой же, как и все. Я тоже живой человек. Вы не найдете президента, который бы приглашал к себе в спальню", - высказался глава государства и посоветовал журналистам искать хозяев благ цивилизации самим – причем, за границей.
Во второй раз реакция президента была почти такой же болезненной, но еще менее аргументированной. Пояснять характер парламентской деятельности Виктора Януковича-младшего его отец не стал. Вместо этого он высказался в духе обессмертившего Виктора Ющенко в глазах многих журналистов спича о сыновних счетах, "морде журналиста" и "киллере нанятом". "Когда трогают детей - это совсем другое. Я вас уверяю, что мне не стыдно за моих детей и внуков. Я хочу, чтобы ваши дети были не хуже, чем мои", - эмоционально ответил гарант журналистке и добавил, - Когда детей вовлекают в ту грязь, в которую вы пытаетесь втянуть моих детей, мою семью. Вы еще зацепите внуков, старшему внуку 11 лет, давайте, погоняйтесь еще за ними". А вот разъяснения по существу вопроса так и не последовали.
Несмотря на актульность заявленных тем – реформы, взаимоотношения с Россией, борьба с коррупцией – "полугодичная" пресс-конференция Виктора Януковича имела шанс стать мирно-протокольным мероприятием. Минимум острых вопросов, еще меньше – острых ответов, отсутствие животрепещущих подробностей и незначительное число реплик, тянущих даже на подобие сенсации, не обещали ничего экстраординарного. Но выстраиваемый имидж президента, радеющего о благе страны и готового посочувствовать гражданам, подвергся вынужденной коррекции. Впрочем, хотя обоснованность неожиданно резких президентских ответов в ближайшее время, вероятно, обеспокоит журналистов и некоторых политиков, главе государства предстоит на время отрешиться от дел. Предупредив народ, что парад на День независимости – слишком большое бремя для бюджета, президент приготовился принимать подарки. Девятого июля Виктор Янукович отпразднует 61-летие. А потом, очевидно, вновь вернется к реформам, международной политике и, возможно, свободе слова…