Кофе с кремом: Nivea перейдет под контроль продавцов кофе Tchibo [ Редагувати ]
Немецкая компания Beiersdorf, создатель лейкопластыря и крема Nivea, перейдет под контроль продавцов кофе Tchibo. К такому неожиданному результату привела борьба группы германских инвесторов за то, чтобы 40% акций Beiersdorf, выставленных на продажу страховым обществом Allianz, не стали иностранной собственностью.
Стремление мюнхенской страховой компании Allianz уменьшить свою зависимость от ослабевшего за годы рецессии фондового рынка Германии чуть было не сделало самый успешный в мире косметический бренд Nivea очередной добычей американской корпорации Procter&Gamble. В этом году она уже поглотила другой предмет гордости немецких косметологов - фирму Wella. Потеря Beiersdorf была бы еще более тяжелым ударом: благодаря продвижению Nivea на британском, китайском и российском рынках оборот компании вырос за последние четыре года почти в полтора раза, а доходы - на 75%. Родному городу Beiersdorf - Гамбургу - это грозило бы потерей растущих налоговых отчислений в муниципальную казну, составивших к настоящему времени 233 миллионов долларов в год, и 4800 рабочих мест.
Однако объединенными усилиями менеджеров Beiersdorf, государственных институтов города и базирующейся здесь же компании Tchibo удалось убедить Allianz в том, что продажа ее пакета акций Beiersdorf коалиции соотечественников - вариант не только более патриотичный, но и более выгодный. В результате Allianz получит 4,4 миллиарда евро (5,2 миллиардов долларов), продав акции значительно выше их рыночной стоимости. Принадлежавшие ей 40% акций фирмы перейдут к Tchibo (19,6%), городу Гамбургу (10%), самой Beiersdorf (7,4%) и ее пенсионному фонду (3%).
Tchibo, уже владеющая 30%, сконцентрирует в своих руках половину активов Beiersdorf и получит возможность контролировать бизнес. Город выпустит свою долю акций в свободное плавание на фондовый рынок, после чего гамбургская компания может войти в число тридцати, учитываемых германской биржей при расчете национального фондового индекса DAX. По мнению аналитиков банка BNP Paribas, выиграла и вся мировая косметическая индустрия: соглашение Allianz и Tchibo предотвратило нежелательное для рынка усиление позиций Procter&Gamble по отношению к таким конкурентам, как L'Oreal и Henkel.
Однако, несмотря на уверения руководства Allianz, что оно руководствовалось при выборе покупателя исключительно коммерческими соображениями, сделка оставила и много вопросов. Защищая отечественные компании от поглощения иноземными агрессорами, Германия заблокировала на 14 лет введение общеевропейских правил слияния. Одним из последствий этого стало сохраняющееся неравноправие мажоритарных и миноритарных акционеров: Tchibo, по-видимому, не придется делать обладателям небольших пакетов предложение о покупке их акций по такой же завышенной цене, выгодами которой воспользуется Allianz. Это обстоятельство уже привело к стремительному падению курса акций Beiersdorf, последовавшему за его спекулятивным ростом на слухах о предстоящей продаже. Между тем Procter&Gamble в аналогичной ситуации, согласно американскому законодательству, была бы вынуждена учитывать желания всех владельцев компании. В довершение всего Beiersdorf по условиям соглашения заплатит за собственные акции, выкупаемые у Allianz, на 200 миллионов евро больше, чем при их покупке на рынке.
Но германские законодатели довольны. "Не думаю, что у акционеров есть повод для жалоб. Закон хорошо делает свою работу. Миноритарным акционерам просто нужно привыкнуть к тому, что Рождество не каждый день", - заявил депутат от Христианско-демократического союза Хартмут Шауерте, голосовавший за принятие нынешнего закона о поглощениях.
Акционеры в свою очередь продолжают настаивать на том, что стали жертвами заговора. Все происходящее они теперь называют созданием АО "Германия".
В рамках формирования этого АО и произошло несколько непривычное бракосочетание кофейного и косметического бизнеса. В составе Procter&Gamble гамбургская фирма располагала бы всеми инструментами дистрибуции и маркетинга, необходимыми для освоения новых зарубежных рынков. Tchibo же сегодня ищет партнеров, которые помогут ей организовать продажу кремов в Азии и Северной Америке - проблема, которая заставит акционеров Beiersdorf еще не раз вспомнить о цене экономической безопасности Германии.