Каждый третий украинец считает, что давать взятки - вполне нормально [ Редагувати ]

Центр социального прогнозирования (ЦСП) провел в 58 населенных пунктах Украины исследование с целью выяснить отношение населения ко взяточничеству.
В результате исследования оказалось, что украинское население в большинстве не считает коррупцию главной проблемой страны. Лишь 15% опрошенных уверены, что коррупция является проблемой номер 1 для украинского общества. 28,4% респондентов считают, что дать деньги чиновнику за положительное решение какого-либо вопроса - это не взятка, а "нормальная оплата услуг". 14% опрошенных занимают "гибкую" позицию: взятка - это ненормально в принципе, но дать взятку в конкретной ситуации - явление "вполне нормальное".
Почти все (95,5%) считают, что с коррупцией необходимо бороться. В то же время 43% опрошенных твердо убеждены, что это бесполезная затея. Около 80% респондентов признались, что для решения серьезных проблем иногда приходится "доплачивать" и делать подарки. 62,7% респондентов считают, что решить серьезную проблему без взятки невозможно. При этом 59,2% опрошенных твердо верят: все можно решить и без взяток.
Показательная ситуация складывается в бизнес кругах. Исследование показало, что некоторые бизнесмены планируют на каждый месяц... объем взяток. Зачастую их величина достигает 30% от дохода фирмы.
Исследование выяснило, что средний уровень коррумпированности по Украине составляет 0,305 (+1,000 - абсолютная коррумпированность), -1,000 - совершенно некоррумпированный орган). А наиболее коррумпированным органом украинцы считают ГАИ.
Как именно карается дача и получение взятки респонденты имели очень смутное представление. Мелкое мздоимство украинцы оценивают позитивно, как механизм быстрого решения повседневных проблем.
Согласно материалам проведенного исследования, коррупция понимается украинцами, как некая система обращения крупных взяток, присущая преимущественно "верхам". В то же время, мелкое мздоимство хоть и понимается как одна из форм коррупции, оценивается опрошенными нейтрально или даже позитивно, как механизм быстрого решения повседневных проблем.
В группу сверхвысокого уровня коррумпированности попали ГАИ, милиция, депутаты парламента, судьи, налоговая милиция, администрация президента, правительство, местные власти, органы образования, политические партии, армия и прокуратура.
Средства массовой информации, администрации коммунальных предприятий и социальных учреждений, частные предприниматели и профсоюзы отнесены к среднему уровню коррумпированности.
К институтам с низкой степенью мздоимства опрошенные отнесли только церковь и религиозные организации.
По результатам опроса большинство населения выступает за репрессивные меры борьбы с коррупцией и, прежде всего, - в отношении высокопоставленных взяточников.
А судьи кто?
Глава парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, депутат от оппозиционной фракции "Наша Украина" Владимир Стретович в интервью "Немецкой волне" заявил, что он полностью согласен с таким мнением: "Украинская власть уже настолько обнаглела, заржавела и прогнила, что она не может бороться против тех, кто ее дискредитирует, против коррупционеров, поскольку она сегодня уже и представлена именно этими лицами".
Владимир Стретович также признал, что борьба с коррупцией со стороны исполнительной и президентской власти, которым подчинены все силовые и правоохранительные ведомства, носит декларативный, а не практический характер, несмотря на достаточное количество принятых законодательных и нормативных документов.
Из опыта Дон-Кихота
По итогам выездного заседания парламентского Комитета в Крыму в середине ноября, Стретович утверждает, что антикоррупционные меры если и принимаются, то только к госслужащим низших категорий. А все попытки депутатов инициировать в прокуратуре расследования фактов коррупции в среде высшего руководства отвергаются. При этом отказ, по словам депутата от оппозиционной фракции "Наша Украина", аргументируют так: "как я могу возбудить уголовное дело, когда этот заместитель министра делегирован в правительство парламентским большинством?" Владимир Стретович считает, что "до изменения политической ситуации в стране, которая привела бы к заинтересованности всех ветвей власти навести элементарный порядок, борьба с коррупцией не будет результативной, а останется неким донкихотством, способным только лишь будить общественную мысль".