Шесть Пасх в Иерусалиме [ Редагувати ]

Самаритяне и иудеи когда-то поссорились из-за Пасхи. Зато теперь в Иерусалиме отмечается шесть Пасх, хотя и в разное время. Потомки вавилонских кочевников, переселившихся в Палестину до рождества Христова - самаритяне, живут по раннеиудейскому летоисчислению, отрицают Талмуд и признают только Пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. От иудаизма они отошли еще до VI века до нашей эры. Ученые до сих пор спорят о том, при каких обстоятельствах это произошло. Потому ли, что колонисты не захотели отказаться от своих языческих жен, как сделали иудеи? Или из-за того, что нашли недалеко от Наблуса место, ставшее их собственным святилищем?
В Евангелии от Луки есть притча о "добром самаритянине": он оказал помощь страннику, на которого напал разбойник, тогда как иудейский священник прошел мимо. Но уже много веков самаритян и иудеев разделяет религиозная рознь. Одна из причин - Пасха. Самаритяне - небольшая этническая группа, живущая в Палестине и насчитывающая всего 650 человек, и они по сей день совершают жертвоприношения, от которых евреи отказались после разрушения их храма в Иерусалиме. Пасху самаритяне отмечают закланием ягнят на горе Гаризим, где, как они считают, Авраам некогда хотел принести в жертву своего сына. Но это не единственный праздник Пасхи на этой земле.
Евреи празднуют Пейсах - праздник в знак освобождения из египетской неволи - почти на месяц раньше самаритян, западные христиане - чуть позже евреев, а православные - позже самаритян и одновременно с армянами, сирийцами, коптами и эфиопами, живущими в Палестине, хотя в каждой из иерусалимской общин соблюдаются по этому случаю свои традиции. В течение пяти недель в разных религиях чествуют одного и того же Бога. Различия появились и во времени, и в обрядах. Немецкая Пасха напоминает о том, как язычники встречали весну. Остара - величали богиню весны древние германцы (отсюда - Ostern). И если пасхальное яйцо (как символ жертвы) и горящая свеча (как символ воскресения в раннем христианстве) сохранилась в качестве чисто религиозных элементов, то пасхальный заяц, олицетворяющий дух плодородия - дань традициям язычников.
В Иерусалиме самаритяне празднуют Пасху, как и много веков назад, строго соблюдая один и тот же обряд. Мальчики, одетые в белое, играют с ягнятами, пока мужчины, тоже в белом, подпоясанные, как накануне исхода из Египта, готовят пищу. Белый цвет означает ожидание жертвы. После молитвы, произнесенной главным священником, ягнят закалывают. Женщин на процедуру не допускают. Жертвенной кровью мажут друг другу лица: отец - сыну, старший - младшему. Разделанные тушки жарят на открытом огне, их столько, сколько домов в поселке, и если едоков не достаточно - приглашают соседей. К утру не должно остаться ни кусочка. Пресный хлеб и горькая зелень... Лишь кока-кола не соответствует историческому меню. Но отказаться от нее не могут даже самаритяне.
У евреев агнца заменяет пропеченный кусочек мяса с косточкой и крутое яйцо. Особую смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина готовят для вечерней трапезы - "седера". Седер существовал еще до разрушения храма, но лишь позднее стал кульминацией Пейсаха. На нем читается Агада - легенда об избавлении еврейского народа от гнета фараонов. Заключительный пасхальный обряд жители Иерусалима совершают в разное время. В святой четверг, в 8 часов утра, во дворе знаменитой церкви Гроба Господня совершают омовение ног греки, в 9 часов конты, в 10 эфиопы, в 14 латиняне. В тот же час у себя в квартале, в церкви святого Якова, начинают праздник армяне.
В этом соборе, сохранившемся со времен Средневековья, всего несколько стульев, при богослужении не сидят. Храм, посвященный апостолу, которого обезглавили по приказу Ирода, украшает майолика, искусством которой армяне владеют мастерски. Чужому попасть сюда практически невозможно. Редкие исключения делаются только для дипломатов, высших священников других церквей, мэра и комиссара полиции. В Страстной четверг на православную Пасху в монастыре Марии Магдалины монашки поют тексты из Евангелия, потом глубокой ночью спускаются в спящий город, к приюту церкви Гроба Господня, которую они называют церковью Воскресения. Туда несут они из своего монастыря гробовой покров и эпитафии.
В Страстную пятницу христианской Пасхи дорогу "вия Долороза", проложенную в 1540 году францисканцами для "хождения по мукам", заполняют католики и протестанты. Она начинается от руин крепости Антония, которую Ирод воздвиг для римлян. Без нескольких минут 11 греки начинают бить железом в деревянные гонги. В свое время турки запретили им пользоваться колоколами. Гонги означают: начался праздник, и патриарх покинул свою резиденцию. Палестинские христиане проходят через город, играя на свирелях и держа крест на плече. Приезжие греки, очевидно, долго копившие деньги на паломничество, несут крест на спине, согнувшись под ним.
На протяжении пяти недель шесть раз повторяется Пасха. В это время в Иерусалиме можно встретить монахов из Черной Африки, домашних хозяек из Германии, дипломатов из ЮАР. Они молятся на ходу, преклоняют колена, фотографируют. Шесть религиозных общин Иерусалима используют для пасхальных обрядов одну Церковь, признавая, что Бог един.