Киев и Баку разошлись во взглядах [ Редагувати ]
Президент Кучма пришел к выводу, что сделать прибыльным нефтепровод Одесса-Броды смогут только россияне.
Двухдневный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Киев завершился небольшим скандалом. Выяснилось, что вопреки чаяниям украинского правительства Баку не готов оправдать достройку и ввод в эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды. Хотя после переговоров Алиева с президентом Кучмой в числе других десяти документов (в частности, о сотрудничестве в сфере нефтегазового машиностроения и кооперации предприятий оборонных отраслей) было подписано межправительственное соглашение о принципах сотрудничества в нефтяной сфере, украинская сторона осталась недовольна. Согласно последнему документу Киев и Баку обязались создать благоприятные и безопасные условия для транзита нефти из третьих стран по своей территории.
Кроме того, Азербайджан выразил намерение продать Украине на коммерческих условиях нефть для запуска нефтепровода Одесса-Броды. Однако Ильхам Алиев несколько раз дипломатично уходил от ответа на вопрос о конкретных объемах, которые его страна может поставлять по этому маршруту, подчеркивая, что Баку готов оказать основному украинскому нефтетранспортному проекту преимущественно политическую поддержку.
В ответ раздраженный Леонид Кучма сказал: "Не нужно быть Карлом Марксом или Фридрихом Энгельсом, чтобы сосчитать количество добываемой (в Азербайджане) нефти, пропускную способность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (который действительно имеет стратегическое значение, потому что поставляет нефть в Средиземное море, на все рынки мира) и в этом свете - дальнейшие перспективы нефтепровода Одесса-Броды". По мнению украинского президента, перспектив нет, ибо в лучшем случае Баку, который уже сейчас, до пуска в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, поставляет свою нефть по двум маршрутам (Баку-Новороссийск и Баку-Супса), сможет продать Украине только пару миллионов тонн. В то время как для коммерческой эксплуатации трубопровода Одесса-Броды необходимо как минимум 9 миллионов тонн.
Ранее президент Украины не раз выступал с резкой критикой проекта по транзиту нефти из Азербайджана и Центральной Азии в Европу. С 2002 года, несмотря на многочисленные решения Кабинета министров и Минтопэнерго Украины, так и не началась полноценная коммерческая эксплуатация магистрального нефтепровода Одесса-Броды. Загрузка других составляющих нефтетранспортной системы страны составила только 52% от возможностей. Через терминал Южный (Одесса) прокачано только 2,1 миллионов тонн нефти при потенциальной пропускной способности 9 миллионов тонн. Вследствие этого госбюджет Украины ежегодно недополучает сотни миллионов долларов США, заявил он месяц тому назад. И добавил, что Украине не удалось подписать контракты на транспортировку нефти по маршруту Одесса-Броды ни с продавцами, ни с покупателями. При этом украинский президент отметил, что Запад не предпринимает никаких реальных шагов для начала полноценной эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды: Польша (основной партнер Украины по этому проекту), чтобы избежать зависимости от России, построила терминал в Гданьске и трубу до Плоцка. Но с 1999 года эта труба работает в обратном направлении, и сегодня 92% поставок нефти в Польшу российские. Потому что они самые дешевые.
С тех пор украинские эксперты почти не сомневались в том, что президент повлияет на планы Кабмина, чтобы было принято предложение российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР о временном реверсном (в обратном направлении) использовании нефтепровода Одесса-Броды. Это предложение было сделано российской стороной год назад, и с тех пор Киев находил разные предлоги для отказа, хотя эксперты считали, что подоплека европейской ориентации нефтетранспортных планов Кабмина кроется в политической плоскости. Киев традиционно оставлял себе возможности для торга с Россией. Теперь же ситуация для Украины существенно изменилась из-за возникшего кризиса на рынке нефтепродуктов. После фактического отказа Баку от полноценного сотрудничества с Киевом на маршруте Одесса-Броды стало очевидно, что этот нефтепровод по прямому маршруту использоваться не может. Остался единственный выход - передача его россиянам для реверсного использования. Иначе, сказал Кучма, дорогостоящий проект превратится в металлолом.