Время становиться европейцами [ Редагувати ]

Европа не ждет Украину с распростертыми объятиями. Опыт присоединения Греции заставил ЕС отказаться от политики тотальной интеграции, и теперь чиновники Евросоюза очень внимательно изучают как стабильность экономики потенциальных членов, так и стабильность их политической системы.
3 мая комиссар Европейского Союза по внешним связям и политике европейского соседства Бенита Ферреро-Вальднер в интервью агентству "Рейтер" заявила, что Украине Грузии и Молдове не стоит в ближайшее время подавать заявки на вступление в ЕС, если они не хотят получить отказ. Основной причиной отказа, по словам Ферреро-Вальднер, станет неудовлетворительное состояние экономики перечисленных стран.
Неделю спустя, 10 мая, слова комиссара подтвердил и председатель Европейской Комиссии Хосе Мануэль Баррозу, сообщивший, что вопрос о вступлении названных стран в ЕС не рассматривается. Ещё через два дня,12 мая, на конференции "ЕС и Восточная Европа" сотрудница Кабинета комиссара Еврокомиссии по внешним отношениям и европейской политике соседства Джудит Гебетсройтхнер уточнила, что украинским властям стоит сконцентрироваться на выполнении Плана действий Украина-ЕС, а не на обсуждении перспектив членства в Евросоюзе.
Таким образом, всего в течение десяти дней была поставлена точка на краткосрочном возрождении украинского еврооптимизма. Успехи "оранжевой революции", массированные уверения со стороны СМИ и политиков в скором евроуспехе страны, овации президенту в европейских парламентах - всего этого оказалось недостаточно для триумфального шествия Украины в направлении членства в "семье братских европейских народов".
Украинский МИД во главе с последовательным сторонником евроинтеграции Борисом Тарасюком такими заявлениями был практически "сбит на взлёте". Возможно, очередное разочарование в серьёзности европейских перспектив Украины вызвало довольно резкую реакцию МИДа на советы европейских чиновников. Так, в своём заявлении 11 мая Тарасюк отметил: "МИД Украины просит представителей ЕС не вмешиваться в процесс принятия Украиной решения относительно подачи заявления на вступление в ЕС". Далее говорилось о том, что принятие такого решения является суверенным правом Украины и её стратегической целью. И всё это в адрес чиновников, принимающих непосредственное участие в судьбе будущей украинской заявки.
Президент Украины Виктор Ющенко отреагировал на европейский демарш с большим пониманием. Он признал, что на "начало переговоров о членстве можно выходить только после реализации трёхлетнего плана действий Украина-ЕС". Он также признал, что стране ещё многое предстоит сделать перед тем, как вступление в ЕС станет на повестке дня.
Как видно из заявлений представителей ЕС, причина европейских проблем Украины лежит не в сфере внешней политики. Президентом за время его трёхмесячного правления сделано уже немало дипломатических усилий. На протяжении февраля - апреля Ющенко в ходе международных визитов уже успел ясно и чётко дать понять мировому сообществу, от которого зависит европейское будущее страны, что с былой политикой многовекторности покончено и что украинская внешняя политика отныне становится более открытой и европейски ориентированной. Слова Ющенко встречали овациями, и европейские политики дали понять, что выбор Украины они приветствуют, но заявлениям и лозунгам придётся давать реальное наполнение. Дело теперь не в Евросоюзе, который ранее всяческими уловками пытался замолчать вопрос о перспективах членства в ЕС украинского государства - с приходом новых демократических властей вся ответственность за европерспективы лежит на самой Украине. Всё зависит от того, насколько наше государство сможет соответствовать требованиям, предъявляемым к членам ЕС.
А требования европейцев неизменны. В первую очередь это независимость и стабильность работы судебной системы, рыночная - без ручного управления - экономика, обеспечение неприкосновенности частной собственности и недопущение преследований по политическим мотивам. Несмотря на декларации президента и членов правительства, стоит признать, что с выполнениями этих требований руководство страны пока не спешит. Показательной в этом отношении является политика Кабмина в отношении рынка мяса и нефтепродуктов, одной из составляющих которой является жёсткое установление граничных цен на товары и рекомендации потребителям при обнаружении "неправильных" цен обращаться в компетентные органы. Украинская судебная система также продемонстрировала много примеров "неевропейского" поведения. Так, украинские суды зачастую по аналогичным искам выносят прямо противоположные решения, в зависимости от того, на чьей территории "влияния" находится тот или иной суд.
Однако наиболее показательный прокол в настоящее время наблюдается в сфере отношения к частной собственности, особенно крупной. Инициированный руководством страны процесс реприватизации уже перекинулся с промышленных гигантов на объекты мелкой собственности. При этом правительство раз за разом откладывает озвучивание масштабов претензий государства к частным собственникам. Показательно мнение советника президента Украины по вопросам привлечения инвестиций Бориса Немцова, который в недавнем интервью "Комсомольской правде" заявил, что в сфере реприватизации в Украине "творится, чёрт знает что, и ни один собственник не может быть уверенным в том, что у него не заберут его собственность в интересах революции". Он также добавил, что до тех пор, пока не будет остановлен процесс дикого передела имущества, ни на какие серьёзные иностранные инвестиции Украина не может рассчитывать. Можно добавить, что наша страна в таких условиях также не может претендовать и на признание статуса цивилизованного европейского государства. Таким образом, украинскому руководству стоит осознать: понимание Европой украинской "европейской мечты" зависит только от нас самих, от наших усилий на пути к более цивилизованным отношениям внутри государства.