Газовая атака [ Редагувати ]

Итак, очередной российско-украинский газовый скандал замят/закончен/отложен (ненужное - зачеркнуть). Несмотря на это, подводить окончательные итоги, даже через неделю после завершения его (скандала) активной стадии все еще рановато. А вот промежуточные - в самый раз.
Для начала приведем несколько фактов: якобы утерянный или украденный Украиной российский газ спокойно находился и находится в украинских подземных хранилищах газа (ПХГ); международный газотранспортный консорциум очутился на грани развала; Россия хочет повысить цены на экспортируемый в Украину газ более чем в три раза; и наконец, цены на газ для населения Украины могут повысить на 25%. И пусть бросит в меня камень тот, кто думает, что все эти события между собой никоим образом не связаны...
С чего все начиналось
А начиналось все совсем не 6 июня, как многие могли бы подумать, хоть именно в этот день по российским СМИ массово прошла "неофициальная информация" от некоего "источника, знакомого с содержанием" прошедших в Москве переговоров председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Алексея Ивченко. Информация эта заключалась в том, что украинская сторона якобы не смогла дать внятно объяснить, где же находятся то ли 7,6, то ли 7,8 миллиардов кубометров газа, принадлежащего "Газпрому". И тут же сразу, без приведения реакции второй заинтересованной стороны, говорилось: если ситуация не прояснится, то украинской стороне придется оплатить "Газпрому" потерянный газ.
Любопытно только: такой вывод делался тоже с подачи "владеющего информацией" источника, или же по собственной (или отнюдь не собственной?) инициативе российских информагентств? Описание ситуации было бы неполным, если бы мы не упомянули, что официальной информации, запроса или какого-нибудь релиза по проблеме якобы улетучившегося газа как не было, так и нет.
Ну да ладно, мы ведь сказали, что началось все не с этих сообщений. По "газпромовской" версии первые признаки назревающего скандала появились еще в конце марта, когда Алексей Миллер изложил ситуацию новому украинскому президенту Виктору Ющенко. Он пояснил, что хранившиеся на Украине запасы российского газа должны были использоваться для увеличения объема поставок в страны Западной Европы в период пикового потребления. С октября по март российская сторона направила 40 запросов о наличии запасов газа, но так и не получила из Киева ни одного внятного ответа. Выяснилось только, что, по данным измерительных приборов, за пределы Украины газ не уходил. Тем не менее, Миллер уже тогда потребовал денег за пропавший газ. Естественно, никто ничего ему не дал. Он уехал, а через пару недель в Украине начал набирать обороты топливный кризис. Наверное, просто совпадение...
Официально по поводу 40 оставленных без ответа запросов украинская сторона не произнесла ни слова. С одной стороны, неловко как-то получилось... С другой - украинские газовики, поглядывая в сторону российских коллег нервно покручивают пальцем у виска и шепчутся: "Нашли, идиоты, время к нам со своими запросами лезть!" А мы-то помним - на дворе тогда был октябрь-ноябрь-декабрь да полмиллиона человек на Майдане. Ну а потом - смена власти, чиновников, руководителей государственных компаний в Украине и ничем неприкрытая растерянность России. Но нужно отдать нашим восточным соседям честь: они довольно быстро пришли в себя и активно принялись за решение "украинского вопроса" как в двухсторонних отношениях, так и на международной арене. Возможно, именно подобная активность россиян дала впоследствии повод и право многим украинским политикам, аналитикам и прочим "итикам" обвинять Кремль для начала в бензиновом кризисе, а теперь вот - и в "газовой атаке". Мол, "все начали москали, потому как у нас демократия победила, вот!"
Вывод: оба хороши. Россия уж очень любит, поигрывая нефтегазовыми мускулами, резко выдвигать какие-то претензии и проводить тщательно отрежиссированные международные PR-акции (благо, контроль над СМИ еще тот), а Украина стабильно дает для этого поводы и медлит с достойным ответом. И вообще, вся эта ситуация очень подозрительно похожа на инсинуации вокруг Тузлы: те же методы и, по большому счету, те же цели.
Как все продолжалось
Как бы там ни было, газовый скандал разгорался все ярче и ярче. На следующий день после заявления о пропаже газа, 7 июня, по новостным агентствам волной прокатились сообщения о возможном повышении с 1 января 2006 года цен на российский газ для Украины с 50 до 160 долларов за тысячу кубометров, "до европейского уровня". Вот только "европейский уровень" в прошлом году был зафиксирован на отметке в 131 доллар за тысячу "кубов", а к концу этого года прогнозируется ставка в 140 долларов за тот же объем. Поэтому совершенно справедливой является резко негативная оценка "газпромовских" инициатив украинскими экспертами; поэтому имеют право на жизнь и серьезное рассмотрение возможность значительного повышения нашей страной транзитных ставок на российский газ.
Тогда же, 7 июня, была открыта следующая глава российско-украинского газового романа. Ссылаясь на все тот же "информированный источник, знакомый с содержанием переговоров", российская пресса протрубила о скорой кончине "Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", причем якобы из-за позиции Киева. Позиция эта (или поза?) заключалась в том, что Украина не готова обсуждать тему передачи системы в консорциум, а также в отсутствии проектов, соответствующих уставным целям консорциума.
Принимая во внимание, что украинского руководство даже при Кучме в 2002 году было не в восторге от идеи консорциума (но недавно прошли парламентские выборы, на которых победила "Наша Украина", и Леониду Даниловичу нужно было на кого-то опереться), в подобные заявления можно легко поверить. Интересно было бы посмотреть учредительные документы Международного консорциума и выяснить, чем грозит участникам его ликвидация, но ни на сайте "Газпрома", ни на страничке "Нефтегаза Украины", которые являются уполномоченными организациями по созданию консорциума на паритетных началах, текстов этих документов нет. В пресс-службе "Нефтегаза" "Подробностям" также не смогли объяснить, где их можно найти и, сославшись на отсутствие в данный момент руководства (компании? пресс-службы?), посоветовали позвонить на следующей неделе. Также нет никакой информации о последствиях ликвидации консорциума и в тексте Соглашения между правительствами России и Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, которым и был создан "МКУРГТСУ". В такой ситуации неопределенности позиция российской стороны (чтобы инициатором ликвидации выступили украинцы) наводит на подозрения, что инициатива наказуема. То есть, против того, кто предложит "похоронить" консорциум, могут быть предприняты какие-нибудь санкции. Но, подчеркиваем, это всего лишь предположения.
И, что симптоматично, за дискуссией о будущем газотранспортного консорциума совсем незаметно 8 июня прошла информация, что газ-то в ПХГ есть...
10 июня бывший глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко заявил, что российский газ никуда из украинских хранилищ не исчезал, и нет оснований говорить о пересмотре действующих до 2013 года соглашений с "Газпромом", и соответственно - о повышении цены на газ для Украины. Первая часть заявления понятна: обвинения российской стороны в потере или - в некоторых вариантах - краже газа относятся к периоду, когда именно Бойко возглавлял НАК, и промолчать значило бы фактически признать свою вину. Вторая же часть заявления про 2013 год, на первый взгляд, немного удивляет: Бойко не может не знать, что подписанное до 2013 года соглашение между Россией и Украиной не регулирует конкретные цены поставок газа. Точно так же, как и объемы газа, поставляемого в счет транзита. Эти вопросы регулируются подписываемыми ежегодно протоколами к межправительственному соглашению и конкретными контрактами между хозяйствующими субъектами. Однако если хорошенько подумать о словах бывшего главы "Нефтегаза", да прибавить к ним говорящего то же самое главу нынешнего, да уверенность Юлии Тимошенко, что до 2013 года изменений в оплате газа не предвидится, то начинает казаться, что они что-то знают, а россияне просто играют на нервах (в чем они, безусловно, сильны).
Казалось бы, все нашли, все решили, все свободны. Так нет же. 14 июня дотошные журналисты (да, мы - такие!) в стенограмме переговоров президента РФ Владимира Путина с председателем ВР Украины Владимиром Литвином "откопали" место, где говорится буквально следующее: "Вот сейчас сотрудники "Газпрома" встречались со своими коллегами, посмотрели, что есть, а чего нет. Выясняется, что все есть: газ, хранилище на 7,8 миллиарда кубических метров по документам есть, а хранилища так и не нашли". И поехали мы на новый круг разборок! Слава Богу, он оказался коротким, а на финише всех нас ждал приятный сюрприз: председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов заявил, что его компания поможет "Нефтегазу Украины" обеспечить поставку дополнительно 3-5 миллиардов кубометров центрально-азиатского природного газа для закрытия газового баланса Украины в 2005 году.
Радость, однако, оказалась недолгой: на следующий день председатель Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины Валерий Кальченко заявил, что НКРЭ намерена повысить цены на электроэнергию для населения на 20% и на газ для населения - на 25%. Видимо, побаиваются там, в верхах, что Россия таки найдет способ повысить цену на газ если не до заоблачных 160, то хотя бы до тоже немаленьких 90 долларов за тысячу кубометров. Но есть и другая, более объективная причина повышения тарифов: по мнениям экспертов, "Нефтегазу" тысяча "кубиков" импортного газа с учетом транспортировки обходятся в среднем почти в 90 долларов, а продает он его населению аж по... 30 долларов. И без слов все ясно.
Чем все закончилось (закончится?)
Оставим дискуссии о природе и обоснованности претензий "Газпрома" к украинским партнерам. Перейдем к дискуссии об их значении и последствиях. Они могут быть как экономическими, так и политическими.
О повышении цен на газ для населения мы уже сказали. А о том, во что может вылиться взлет цен для украинской экономики в целом, страшно даже подумать. По словам Юрия Бойко, Украина не способна платить больше чем 80-90 долларов за тысячу кубометров. В противном случае экономику ждет настоящая кабала или коллапс. В то же время Бойко успокоительно говорит о том, что "в позиции российской стороны нет никаких перспектив и нет угрозы для Украины". Эх, всем бы нам его уверенность... Особенно Виктору Ющенко и другим руководителям блока "Народный союз "Наша Украина". Кто знает, чем для него обернутся такие непопулярные меры накануне парламентских выборов.
Тем не менее, есть уже такая уверенность по крайней мере у одного человека - у Алексея Ивченко. Вернувшись из России и услышав здесь не менее неприятные вещи, чем он наверное услышал в Москве, Ивченко заверил общественность: "...в случае аннулирования "Газпромом" договора о транзите газа до 2013 года, НАК "Нефтегаз Украины" будет покупать газ у других стран. Будем покупать у Турменистана, Узбекистана, Казахстана. Может так получится, что мы вообще не будем покупать российский газ". Мол, лучшая защита - это нападение. В порыве оптимизма он наверное забыл, что транспортные магистрали из всех перечисленных государств проходят по территории РФ, а значит договариваться с россиянами все равно придется. И не только по газовому вопросу, а еще и по Лисичанскому нефтеперерабатывающему заводу, итоги приватизации которого Ивченко горит желанием пересмотреть.
В международном плане позиции Украины тоже неоднозначны. В двух словах ситуация такова: Европе нужна Россия как поставщик газа и Украина как перевалочный пункт; России нужна Европа как потребитель газа и Украина - опять же - как перевалочный пункт; Украине нужна Россия как поставщик газа ей и Европе и Европа как политический союзник. Пока Россия не освоит китайский и японский рынки сбыта газа и не протянет газопроводы в обход Украины, у нас есть сильный козырь - без нашей системы российский газ так и останется в Ямале, Ухте и прочих супербогатых месторождениях. Сегодня в случае одностороннего разрыва контрактов с Украиной на поставки и транзит газа "Газпрому", а соответственно и российскому правительству придется иметь о-очень сложный диалог с европейскими странами.
В то же время, эти самые европейские страны без зазрения совести "давят на мозги" Украине: надо сделать так, чтобы до такого разрыва дело не дошло. Европейцы громко, но дипломатично говорят о триумфе демократии в Украине и тихо, но уже менее дипломатично намекают, мол, мы же вас поддержали в октябре-декабре 2004-го, вот и вы теперь нам приятное сделайте. В общем, бьемся мы и на восточном, и на западном газовых фронтах.
В завершение - об одном позитивном эффекте июньской "газовой атаки". Если после майского топливного кризиса наше правительство только задумалось о диверсификации источников энергоносителей для Украины, то теперь оно, похоже, предложило реальные шаги в этом направлении. Минтоплива представило недавно проект, который предполагает до 2030 года увеличение добычи газа в нашей стране до 37,6 миллиардов кубометров (сейчас - 20 миллиардов). Да, амбициозно; да, есть препятствия, но жизнь заставляет. Да и инстинкт самосохранения-при-власти перед выборами-2006 заставляет наших чиновников вспомнить о данных на Майдане красочных обещаниях.
При написании статьи использованы также материалы официальных сайтов ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз України"