Как живется беженцам в Украине? [ Редагувати ]

Всего две европейские страны - Молдова и Украина - пока не присоединились к Международной Конвенции ООН о статусе беженцев. Однако это вовсе не означает, что украинская граница наглухо закрыта для людей, которых преследуют на исторической родине. Как, эти люди живут в Киеве?
За последние 5 лет Украина предоставила статус беженца 5 тысячам граждан из Азии, Африки и Чечни. Правда, примерно столько же получили отказ. В то же время Россия, которая подписала Международную Конвенцию, приняла на своих необъятных просторах всего 6 сотен заморских граждан. Так что в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев Киевом в общем-то довольны. Особенно после того, как в июле нынешнего года Украина утвердила новый, более лояльный Закон о беженцах. Но это еще не значит, что теперь мнение представителей ООН полностью совпадают с позицией правоохранительных органов относительно великого переселения народов.
Пьерфранческо Мария Натта, заместитель представителя УВКБ ООН в Украине: "Действительно, иногда возникают недоразумения с миграционными службами Украины и органами правопорядка, потому что мы здесь для того, чтобы защищать права беженцев, а МВД защищает интересы безопасности государства. Еще одна проблема в том, что средства мас-медиа не всегда четко разграничивают понятия беженцы и нелегальные мигранты".
Четко определить статус мигранта действительно, сложно. Поскольку многие из них, хотя и подвергаются на родине расовым, религиозным или политическим преследованиям, но в Украину прибывают нелегально, иногда даже без документов, удостоверяющих личность.
Рафим Хурачян, беженец: "Главная их причина - докажи, по закону докажи, что твоя жизнь была в опасности, что действительно угрожают тебе талибы".
Хотя преследования со стороны талибов доказать-то как раз легче всего. Около 60% всех беженцев на территории Украины - выходцы из Афганистана. Кстати, в неформальной беседе они признаются, что истории о тяжелой жизни на родине звучат более убедительно, когда их подкрепляешь деньгами - долларов 500-600 и статус тебе обеспечен. Для одних наша страна - это всего лишь перевалочный пункт на пути в благополучную Европу. Других же - особенно бывших студентов советских вузов - Украина вполне устраивает как постоянное место жительства.
Семья Мохаммеда Акбара - типичная семья афганских беженцев. Правда, в отличие от большинства своих соотечественников, он не занимается мелким бизнесом. Мохаммед Акбар болен - за три года проживания в Украине он перенес 4 операции. Помогает представительство ООН, ежемесячно выделяя по 120 долларов. Кстати, заветный статус беженцев его семья получила совсем недавно. Дело в том, что в Киев Мохаммед Акбар, его жена и пятеро детей добирались через Пакистан, а по старому закону, люди, которые ранее укрывались в другой стране, уже не могли просить убежища в Украине. Так что три года они жили в столице нелегально, о чем сейчас вспоминают с ужасом.
Мохаммед Акбар Хайдари, беженец: "Чтобы ходили на улицу, чтобы не трогала милиция. Конечно, милиция тоже по закону спрашивает. Нет документов - они забирают, посадят. Самая первая проблема для беженцев здесь".
Впрочем, есть очень простой способ перейти на легальное положение. Особой популярностью он пользуется у выходцев из Пакистана и Ирана.
Ахмет Шахет: "Приехали - хотели погулять, посмотреть, что за страна и остались. Потому что захотелось жить у вас, девушка понравилась".
Ну а менее завидные женихи, которые, к тому же, приезжают в Украину отнюдь не по туристическим визам, сразу привлекают внимание стражей правопорядка. Их истории о преследованиях на родине звучат уж очень неправдоподобно. Более того, многие даже не собираются обращаться в миграционные службы с просьбой предоставить им политическое убежище. Только с начала этого года киевская милиция выявила 5 тысяч нелегальных мигрантов. В то время как статус беженца имеет всего 670 иностранцев, проживающих в столице.
А сколько нелегалов успешно скрывается от правоохранительных органов - остается только догадываться.
"Конечно, вам никто не скажет. Есть такие, но вам никто не скажет. Потому что они не обязаны говорить".
Самая большая проблема - отправить непрошеных визитёров на их историческую родину. Ведь это стоит от 500 до 1000 долларов. "Спонсоров" ищут сами правоохранительные органы - среди посольств и этнических землячеств. Правда, из 5 тысяч нелегалов, стоящих на учете в милиции, пока удалось депортировать немногим более тысячи человек.
Александр Зарубицкий, начальник ЦОС ГУ МВД Украины в Киеве: "То есть тысячу мы отправили, 4 вроде бы как оставили. Этим 4 тысячам надо как-то существовать, пока до них дойдет очередь и пока им улыбнется счастье оказаться в самолете, летящем на родину. Ну, счастье, может, не с их точки зрения, а с нашей. Так вот им надо на что-то существовать. они ищут работу, возможность заработать и не всегда правильными методами. Безусловно, кто-то из них попадает и в сети криминалитета, вот. Стараемся контролировать их, не выпускать из поля зрения и по возможности довести вопрос до конца".
До 11 сентября 2001 года некоторые нелегальные мигранты, в общем-то, решали этот вопрос сами. Правдами и неправдами они пересекали западную границу Украины и обретали пристанище в более благополучных странах, которые таким образом демонстрировали всему миру свое человеколюбие. Но, похоже, теперь гражданам из стран Азии будет гораздо сложнее попасть в цивилизованную Европу. И вопрос - не станет ли Украина своеобразным "санитарным кордоном" - пока остается открытым.