Борьба за власть: Чего стоит конфликт Порошенко с Тимошенко? [ Редагувати ]

Конфликт с приватизацией НЗФ, борьба за "отрасли влияния" между бизнес-группами "Приват" и "Приднепровье", противостояние по линии премьер - секретарь СНБО, негласные закулисные тандемы Тимошенко-Коломойский и Порошенко-Пинчук, слухи о смене собственника сразу двух монстров отечественного медиа-рынка - каналов "1+1" и "Интер" - все это активно обсуждается ныне в прессе, и в то же время остается на уровне недосказанного и, порой, непонятного для простого обывателя подтекста. Мы не будем вдаваться в подробности "как это было", а попытаемся ответить на вопрос "что все это связывает"?
Слухи о загадочном НЗФ
О нем сегодня говорят едва ли не в ежедневных выпусках новостей. В чем состоит конфликт с Никопольским ферросплавным заводом? По сути, это противостояние между бизнес-группой "Интерпайп" (контролируемой Пинчуком, которому принадлежит 76% акций завода) и группой "Приват" (возглавляемой Коломойским, которому принадлежит 26% акций предприятия). В правительственных кулуарах поговаривают, что на стороне "Привата" выступает Тимошенко, которая, согласно версии источника в Госсекретариате, якобы заключила с Коломойским "джентльменское соглашение": леди Ю отдает НЗФ Коломойскому - а для этого нужно сначала вернуть контрольный пакет акций этого заводика (контролирующего, кстати, до 1/9 мирового рынка) в госсобственность, отобрав его из рук Пинчука, (не)законно купившему НЗФ в 2003-м. Взамен Коломойский, якобы, пообещал купить для леди Ю 40% акций канала "1+1", дабы у премьера был кусочек информационного поля к началу предвыборной кампании. Существование данного соглашения джентльмена с леди - остается на уровне слухов и не более.
Вероятно, на стороне Пинчука играет Порошенко, который отстаивает интересы крупных русских бизнесменов Абрамова и Вексельберга, которые и намереваются приобрести контрольный пакет акций завода у Пинчука. Зачем это понадобилось секретарю СНБО? Одни поговаривают о том, что Порошенко, таким образом, пытается обуздать свои политические амбиции на премьерское кресло, подпортив все возрастающую популярность Тимошенко. Другие говорят о более прагматичной заинтересованности бизнесмена-Порошенко, у которого есть в России собственные бизнес-интересы. Схема дружбы здесь, якобы, следующая: секретарь СНБО помогает сохранить в собственности Пинчука "Никопольский завод ферросплавов", купленный фактически за бесценок у государства два года назад. А Пинчук затем продает "Приднепровье" (то есть НЗФ) московским олигархам - совладельцу ЗАО "Ренова" Виктору Вексельбергу и совладельцу ООО "Евразхолдинг" Александру Абрамову. Имя последнего все чаще упоминается в связи со сменой собственника телеканала "Интер", на пост главы Наблюдательного совета которого выдвинута кандидатура вице-президента "Евразхолдинга" Валерия Хорошковского.
Мнения
Итак, Никопольский ферросплавный стал некой разменной монетой. Но отвлечемся от слухов и схем. Гораздо важнее, по мнению наблюдателей, последствия ссор в правительственных кругах и правовой неразберихи вокруг пересмотра итогов приватизации, которая была проведена при бывшем президенте.
Ведь один из самых громких скандалов случился уже на втором серьезном реприватизационном деле. Причем, по мнению экспертов, относительно безболезненный отъем в пользу государства "Криворожстали" был скорее исключением. "Криворожсталь" - это символ предвыборной компании, символ революции, тут требуется платить по этим символическим счетам, - рассуждает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - К потере "Криворожстали" и Пинчук, и Ахметов морально были готовы. Что касается Никопольского завода ферросплавов, то тут ситуация более прагматизирована, тут столкновение реальных интересов двух бизнес-групп - "Привата" и консорциума "Приднепровье". Чиновники смотрят на этот процесс не с точки зрения политической символики, а с точки зрения того, как это скажется на соотношении политических и экономических сил".
Аналитики сходятся во мнении, что ситуация с НЗФ является для потенциальных инвесторов "недобрым знаком". Этот кризис отрезвил иностранных инвесторов, которые после смены режима находились в эйфории. Так, по мнению эксперта Центра политических исследований и конфликтологии Алексея Попова, "любая неопределенность в экономике отпугивает зарубежных инвесторов". "Крупные зарубежные деловые издания также проявляют интерес к конфликту. То, что конфликт затевают в момент, когда объявлен конкурс на приватизацию перспективных объектов также отталкивает инвесторов. А следовательно, возможная цена, которую инвесторы готовы заплатить за то или иное предприятие, существенно снижается", - говорит Попов.
Что касается российских инвесторов, то они, по мнению аналитика Центра социально-экономических исследований Александра Рогозинского, находятся в более благоприятных условиях, так как привыкли работать в не совсем прозрачной среде. Однако, если принять во внимание то, что одной из основных целей правительства было привлечение международной корпоративной культуры в Украину, то с этим заданием власть не справилась, считает эксперт. "Сейчас инвесторы ожидают какой-либо четкой команды - либо президентского указа, либо решения правительства. Наиболее оптимистический вариант - если Верховная Рада примет закон и этот вопрос будет решен. Тогда ситуация стабилизируется", - считает Рогозинский.
Вряд ли инвесторы захотят участвовать в "честных и прозрачных" тендерах после публичного мессиджа Юлии Тимошенко лично для Вексельберга, в котором леди Ю заявила буквально следующее: "50%+1 акция НЗФ находятся в госсобственности и "если у него нет лишних денег, я бы предлагала ему в рискованные операции не вступать"...
Из первых уст
В 2003-м НЗФ быстро и весело сбыли по конкурсу с эксклюзивным участником. Цена в 420 миллионов гривен была, мягко говоря, очень умеренной - не допущенный к конкурсу "Приватбанк" демонстративно предлагал до миллиарда. Следовательно, государственный бюджет недополучил более 600 миллионов гривен.
Сегодня представители "Приват" готовы заплатить за Никопольский ферросплавный не менее 1,5 миллиарда гривен. "Если же к моменту проведения конкурса рынок предложит более высокую цену, мы готовы повысить свое предложение до 3 миллиардов", - заявил глава правления "ПриватБанка" Алекандр Дубилет.
Представители "Привата" заявляют, что их интерес к реприватизхации НЗФ лишь в том, чтобы отдать пакет 50%+1 акция государству, так как нынешние собственники завода не допускают "приватовцев" к управлению компанией. Вместе с тем, заявляя о готовности довольствоваться своей долей в 26% акций и делить завод с государством, "Приват" говорит, что не против выкупить его ближайшей осенью. "Наша позиция состоит лишь в том, чтобы вернуть НЗФ государству. Если государство посчитает необходимым выставить его на продажу - это правильно", - говорит представитель"ПриватБанка".
Есть и "Привата" и еще один повод для недовольства действиями нынешнего собственника НЗФ группой "Приднепровье". НЗФ практически прекратил покупку марганцевой руды с "приватовских" ГОКов. Вместо этого "Приднепровье" закупал импортную руду, в частности, у швейцарской компании "Стилэкс", которая в результате получила 400 миллионов гривен чистой прибыли за 2004 год. Правда, при этом пострадал не только "Приват": переход на импортную руду по давальческой схеме фактически означал, что рабочие места в марганцевой промышленности создавались в ...ЮАР, а отнюдь не в Украине. Можно долго говорить об особенностях личных и финансовых отношений между Пинчуком и Коломойским, однако у "Привата" и правительства есть общие цели - вернуть купленный по заниженной цене завод и не допустить разрушение марганцевого комплекса.
Но здесь тандем премьер - "Приват" сталкивается с еще одной проблемой. Что касается юридической плоскости, то здесь интересы "Интерпайпа" вполне надежно защищены.
Так, благодаря инициативе все того же "Привата", которая "предложила" Фонду госимущества проверить, кто является реальным владельцем промышленно-финансового консорциума "Приднепровье", стало известно, что реальный собственник спорного пакета акций НЗФ уже не Пинчук. Так, по признанию самого консорциума "Приднепровье, они уступили свои права пяти кипрским оффшорным компаниям. В отношении завода это означает, что теперь он принадлежит, говоря на юридическом языке, так называемому "добросовестному собственнику" (субъекту, купившему объект на вторичном рынке, претензии по поводу первичной продажи к которому неправомерны).
На этом официальная информация о собственниках НФЗ заканчивается. По информации некоторых источников, на самом деле кипрские компании перепродаются россиянам. Группа компаний "Ренова", председателем совета директоров которой является Виктор Вексельберг, и крупнейшие акционеры российского "ЕвразХолдинга" (Абрамов) создают на базе этих оффшорных компаний СП и выкупают 74% акций Никопольского завода ферросплавов (то есть проданный в 2003-м пакет и акции, купленные на вторичном рынке).
С одной стороны, действия правительства, которое борется с олигархами, незаконно заполучившими в собственность крупные промышленные объекты, верна. Только вот во время борьбы олигархи могут просто продать имущество и вывести средства за границу. Вряд ли в этом заинтересована власть.
Из властных уст
Как четко заметили журналисты авторитетного "Зеркала Недели", Тимошенко сделала ставку на "люмпен-электорат униженных и оскорбленных", тогда как ее основной соперник Петр Порошенко предпочел выстраивать свою стратегию на уровне внутриэлитных договоренностей. Порошенко стал выступать как посредник между олигархами и президентом. Кроме того, используя связи с российским бизнесом, Порошенко стал активным лоббистом продвижения русских на украинский рынок. Помимо лоббирования интересов "Евразхолдинга" в покупке НЗФ, многие источники указывают, что Порошенко также лоббировал продажу телеканала "Интер" россиянам, а вовсе не покупал канал для себя. Поскольку "Приват" претендует на приватизацию НФЗ, поскольку Коломойский ведет переговоры о покупке "1+1", а Хорошковский с Абрамовым подумывают о покупке "Интера" - аналитики говорят, что в конце июля Тимошенко и Порошенко фактически в открыто начали борьбу.
Другие эксперты считают создание противоречия по линии Тимошенко-Ющенко ошибкой президента, который, желая обуздать амбиции и возрастающий рейтинг премьера, стал издавать резолюции с надписью "Тимошенко - к исполнению, Порошенко - контроль". Сама Юлия Тимошенко признала, что все утверждения сотрудников Кабмина проходят лишь после согласования их кандидатур с Порошенко. А сам секретарь СНБО, претендуя на кресло премьера, остается, по словам леди Ю "лишь секретарем". Пребывая на этой должности, Порошенко с его авторитетом и влиянием, оказался почти не у дел. Надежды Петра Алексеевича занять свою нишу на политической арене могут оправдаться с января 2006-го, когда полномочия президента будут ограничены и под контролем Ющенко останутся лишь силовые ведомства. Возможно, тогда на СНБО будут возложены функции принятия важных политических решений. Тогда Порошенко действительно имеет шанс стать "теневым вторым премьером".
Что касается роли силовых ведомств как таковых, то и Тимошенко, и Порошенко по сути обзавелись таковыми. Председатель СБУ Турчинов является сегодня едва ли единственным "человек Тимошенко" в правительстве, с другой стороны Порошенко через назначенного им первого заместителя министра внутренних дел Бондаренко контролирует значительную часть назначений в МВД.
Не стоит сбрасывать со счетов и российский фактор. У Москвы давно не складываются отношения с одиозной Тимошенко - попытки сделать ее "персоной нон-грата" в России, и следовательно, лишить полномочий решать вопросы двусторонных отношений - провалились. Вполне возможно, что Россия сделала ставку ныне на Порошенко, который в случае получения премьерского кресла, будет иметь пророссийскую ориентацию. Стоит ли привязывать российский бизнес к чаяниям Путина - еще вопрос, но ряд аналитиков считают, что сегодняшняя заинтересованность Абрамова и Вексельберга в покупке Никопольского ферросплавного и "Интера" является частью такого варианта развития событий.
Итак, малая "днепропетровская война" между "Приватом" и "Интерпайпом" перерастает в серьезное противостояние по линии премьер - секретарь СНБО. Власть так и не сумела отделиться от бизнеса. Или, может, наоборот - как в шутку заявил 9 августа на пресс-конференции представитель "ПриватБанка", "это не премьер-министр поддерживает нас, а мы поддерживаем премьер-министра". Кто играет роль марионетки - неизвестно. Известно лишь то, что в украинском руководстве возникают два параллельных центра силы. Как поведет себя в данной ситуации президент - также неизвестно. Возможно, занять нейтральную позицию (как и в истории с реприватизацией Никопольского завода ферросплавов) для него лучший вариант. Как-то "не к лицу" президенту влезать в личные дела двух соратников. Как не к лицу и власти влезать в споры двух бизнес-групп. "Двое дерутся - дантист наживается..."