Итоги войны в Ливане: Все победили, все проиграли [ Редагувати ]

На севере Израиля больше не рвутся ракеты "Хизбаллах", на юг Ливана больше не падают израильские бомбы. Перекрикивая друг друга, арабы и евреи заявляют о своей победе, в то время как Европа убеждена, что проиграли все.
Израиль: Пиррова победа
Через месяц после начала боевых действий на юге Ливана уже мало кто помнит из-за чего все началось. Когда вы в последний раз слышали имена двух выкраденных "Хизбаллах" израильских солдат, освобождение которых 4 недели назад называлось главной задачей Армии обороны Израиля? Об Эхуде Гольдвассере и Эльдаде Регеве сейчас думают, наверное, только их родственники да близкие друзья. А весь мир сегодня гадает, как же предотвратить дальнейшее кровопролитие.
А пока ООН готовится к введению в Ливан миротворческого контингента, эксперты подводят итоги самого серьезного за последнее время конфликта на Ближнем Востоке. И практически все они единодушны в том, что Израиль проиграл войну. Причинами этого считают плохую организационную подготовку вторжения, просчеты высшего военного руководства и неудовлетворительную работу разведки. Все это привело к тому, что ЦАХАЛ потерял убитыми около ста солдата и более сотни танков (по одним данным - 116, по другим - 125). Военный аналитик, бывший генерал ливанской армии Амин Хтейт подчеркивает, что подобного не случалось за всю историю арабо-израильских конфликтов. Война, как считает ливанский эксперт, развенчала славу израильских танков "Меркава", что, по его мнению, негативно скажется на позициях израильского оружия на международном рынке. Если брать шире, то пострадал имидж всей Армии обороны Израиля, чей образ как непобедимой силы был развеян не другой армией, а полупрофессиональной военизированной группировкой.
На национальном уровне политическое руководство Израиля получило горький и жестокий урок, который в идеале должен заставить Ольмерта и других понять: попытки Израиля найти решение своим проблемам безопасности в одностороннем порядке - независимо от того, что это: захват, вывод войск или размежевание - провалились. Односторонние варианты, похоже, себя исчерпали, и израильским лидерам пришло время задуматься о возможности переговоров - хотя бы даже секретных - со своими противниками. Речь не идет о вождях "Хизбаллах" или ХАМАСа - они не являются самостоятельными фигурами. Переговоры нужно вести с Ираном и Сирией. Однако опасность заключается в том, что готовность Израиля к диалогу может быть воспринята последними как свидетельство его слабости, и снова начнется стрельба. Кроме того, в любом случае израильское правительство должно учитывать, что его поддержка в обществе за последние недели значительно уменьшилась.
Что касается геополитических итогов войны, то стало очевидно, что Израиль и его верный союзник США все-таки не могут бесконечно игнорировать мнение международного сообщества. В истории своих войн Израиль всегда противился инициативам ООН, чаще всего игнорируя рекомендации и решения этой организации. На этот раз, даже несмотря на то, что резолюция, принятая Советом Безопасности, не дает достаточных гарантий, Израилю она подходит. Более того, Израиль даже согласился с размещением у своих границ многонациональных сил, которые будут выполнять миротворческую миссию, притом, что Израиль никогда не хотел выносить сор из избы, то есть всегда противился любой идее придать международный характер конфликтам со своими арабскими соседями.
Теперь, прежде чем начинать "маленькую победоносную войну", израильские "ястребы" крепко задумаются о том, как бы не увязнуть в ней слишком надолго и избежать победы. Пирровой.
"Хизбаллах": Один за всех, никто за одного
"Хизбаллах", которая воюет с Израилем просто потому что... она воюет с Израилем, имеет немало поводов, чтобы порадоваться. Во-первых, она выстояла против ЦАХАЛа. Какой ценой - значения не имеет; в разрушенном Ливане найдется достаточно недовольных Израилем, чтобы восполнить поредевшие отряды. Во-вторых, она сохранила свою инфраструктуру практически нетронутой. Об этом свидетельствует запуск более 200 ракет по северу Израиля в последние часы перед началом перемирия. И даже после этого ни Ливан, ни ООН не осмеливаются "Хизбаллах" разоружить (и это уже в-третьих).
Введение миротворческого контингента и ливанской армии в южные районы Ливана тоже, очевидно, не сильно беспокоит шейха Насраллу. Как заявил командующий миротворцами ООН, французский генерал Ален Пеллегрини, "голубые каски" и идут туда, "чтобы контролировать ситуацию в приграничной с Израилем зоне". Действительно, не думаете же вы, что итальянцы и французы будут рисковать своими головами, гоняясь за боевиками "Хизбаллах", ради того, чтобы защитить от ракетных атак израильские города? Не стоит этого ждать и от государственных войск Ливана: если они вот уже несколько лет, вопреки резолюциям ООН, не разоружили "Хизбаллах", то вряд ли они это сделают сегодня или завтра. А пока военные разместятся на своих новых местах, глядишь, Сирия и Иран подкинут Насралле ракеты, для запуска которых совершенно не обязательно пробираться через стройные ряды "голубых касок". Они их просто перелетят.
В то же время, война показала большую разобщенность противников Израиля. Египет, Иордания, Турция - все эти мусульманские страны сохранили с официальным Тель-Авивом дипломатические отношения. Религиозные лидеры Саудовской Аравии даже издали фатву, которой запрещается оказывать помощь "Хизбаллах". Вопреки надеждам и призывам исламских радикалов не было никакого "единого фронта" арабских стран против Израиля. В свете таких событий ливанский политический обозреватель Таляль Сальман даже высказал мнение, что "война создаст серьезные проблемы для арабских режимов". По его словам, в то время, как население арабских стран стоит на стороне ливанского сопротивления, большинство арабских режимов, по крайней мере, в начале конфликта заняли фактически позицию "молчаливой поддержки Израиля". И чем дольше будет продолжаться этот конфликт, чем больше будет расти поддержка сопротивления со стороны арабских народов, тем более серьезными будут проблемы, с которыми придется столкнуться арабским странам в будущем, поясняет эксперт.
В глобальном смысле ход войны в Ливане как нельзя лучше продемонстрировал, чего стоит ожидать США, если они решатся напасть на Иран. Некоторые эксперты даже высказывают мнение, что, собственно, ради этого все и затевалось дирижерами из Тегерана.
Нынешнее перемирие совершенно не означает установления стабильного мира на Ближнем Востоке. Наоборот, подобные стычки ранее служили лишь прелюдией к может и не таким масштабным, но гораздо более кровопролитным действиям противоборствующих сторон. Учитывая то, что провал тактики Израиля и США в этот раз не вызывает даже тени сомнения, вполне вероятно, пришло время для более активной примирительной работы представителей Старого Света. Европа, далекая от американской политики агрессивного распространения демократии, имеющая глубокие традиции политкорректности, имеет все шансы стать главным игроком в ближневосточном урегулировании.