"Временные трудности" на пути Украины в ЕС [ Редагувати ]

Главная задача, которую в контексте евроинтеграции ставит перед собой Украина - заключение с ЕС так называемого европейского соглашения - по образцу документов, подписанных между Брюсселем и нынешним странами-кандидатами.
Евросоюз не готов принять в свой состав Украину. Так утверждают в Киеве. Украина не готова войти в Евросоюз. Так заявляют в Брюсселе. Круг замыкается. Но о разводе по обоюдному согласию говорить рано. Стороны склонны считать происходящее временными трудностями. Правда, трудности вызваны объективными обстоятельствами. ЕС не в восторге от политической ситуации в Украине, уровня развития демократии и соблюдения прав человека. Экономические показатели восхищения тоже не вызывают.
Правда, помочь Киеву вступить в Мировую торговую организацию Запад не стремится. На недавней конференции в Вашингтоне в ходе семинара по экономике один из участников зачитал список кандидатов, которые могут рассчитывать на прием в ВТО до 2007 года. Украины в нём нет. И дело даже не в какой-то особой нелюбви иностранцев. Официальный Киев зачастую сам демонстрирует сумбурность и несогласованность действий.
Борис Тарасюк, глава парламентского комитета по вопросам евроинтеграции: "Президентська адмiнiстрацiя через пiдписаний документ президентом, визначає пріоритети, що стосуються наближення до членства у Всесвiтнiй Органiзацiї торгiвлi, визначаючи пріоритетними конкретнi законопроекти. А кабiнет мiнiстрiв направляє нам перелiк законопроектiв, в яких вiдсутнi тi законопроекти, якi визначенi президентом".
Хотя даже те законопроекты, которым посчастливилось попасть в Верховную Раду, игнорируют депутаты. Несмотря на то, что почти 80 процентов парламентариев - сторонники евроинтеграции. Но они сейчас заняты решением внутренних политических проблем. Выяснять отношения с западными партнерами приходится дипломатам.
Наталья Зарудная, заместитель госсекретаря МИД Украины: "Для того, щоб стати членом європейської спiльноти, треба багато працювати. Можливо, зараз не найкращий час для того, щоб говорити про райдужнi перспективи, але я хочу сказати, що в європейську спiльноту нiхто не може нам заборонити увiйти. Весь процес буде залежати вiд того, наскiльки ми будемо готовi увiйти".
В Евросоюзе заявления о готовности Украины присоединиться к ЕС называют декларациями. В Киеве подобные претензии предъявляют к Брюсселю. Украинские парламентарии приводят в пример Словакию. Для нее составили список из 28 пунктов. Это четко изложенные критерии, которым Братислава должна соответствовать, чтобы оказаться на торжественной церемонии приема в ЕС. Киев пока находится в свободном плавании.
Дмитрий Табачник, глава Комитета Верховной Рады по иностранным делам: "Це має бути двостороннiй рух. Тобто, не лише постановка вимог перед Україною, але й надання Українi чiтких критерiїв, чiтких параметрiв, виконавши якi вона може розраховувати i на членство в Північно-Атлантичному альянсi, i членство в Європейському союзi".
Эксперты, правда, говорят, что Киев пока не полностью выполнил уже известные - общие - требования. И экономические, и политические Нужно изменять экспортную политику. Так как в продукции, которую сейчас предлагает Украина, Европа не особо нуждается. Не соответствует стандартам ЕС энергорынок. Далека от Копенгагенских критериев и система государственной власти. Так что, если двери Евросоюза вдруг начнут закрываться, политикам и дипломатам придется разве что ложиться на них грудью.
Александр Дергачев, политолог: "Очiкуване розширення дiйсно, створить серйознi випробування для цiєї iнституцiї. I менш готова об'єктивно до iнтеграцiї Україна викликає острах у європейцiв сьогоднi".
Представители ЕС за последние две недели дали Киеву четко понять - использовать евросообщество для решения своих проблем Украине никто не позволит. Хотя такие примеры были. Испании и Ирландии - особенно последней - в середине восьмидесятых предоставили солидную помощь. В течение нескольких лет эти страны активно пользовались региональными фондами Евросоюза. Теперь десятке новых членов ЕС из Центральной и Восточной Европы уже будет не столь вольготно. А Украине, если вопрос о приеме будет поставлен еще через 10 лет, может быть совсем непросто. Тем более, что освоившиеся новички не слишком благосклонны к последующим кандидатам. Ирландия это уже продемонстрировала.
Затягивание с движением в сторону ЕС может оказаться чревато не только экономической отсталостью. Даже если Украине удастся сделать рывок в развитии, никто не даст гарантии, что кому-то из европейских новобранцев не захочется провести референдум, аналогичный ирландскому. В отношении Украины. Вот только результаты этого плебисцита могут оказаться не столь успешными.