Энергосбережение стоит начинать с муниципальных программ противодействия изменениям климата [ Редагувати ]
Вопросы энергосбережения стали наконец-то актуальными для политической и властной элиты Украины. Однако в практическом русле об этой проблематике в Украине заговорили лишь в разгар очередной газовой войны с Россией. Сейчас, когда вопрос энергосбережения становится вопросом национальной безопасности, предпосылкой к потере конкурентоспособности украинского товаропроизводителя, власть идет на организацию Общественных слушаний по проблеме экологической и энергетической безопасности.
Одним из наиболее активных участников дискуссии была представитель Всеукраинской экологической организации МАМА-86 Анна Голубовская-Онисимова, которая работает над этой проблематикой уже не первый год. В беседе с ней мы попытаемся раскрыть наиболее важные вопросы на стыке экологии и энергетической безопасности, интересующие не только представителей политической элиты, но и рядовых граждан.
Сегодня, проблемы энергоснабжения затрагивают жизненно важные интересы каждого украинца. И факт проведения парламентских слушаний по этому вопросу, а также т.н. Энергетического форума в Киеве свидетельствует об актуальности проблемы для власти. Как вы, представитель общественной организации, оцениваете усилия украинских властей в этой сфере?
Согласна с тем, что вопрос энергосбережения уже перестал быть теоретическим для Украины. Нехватка тепла делает из самого уютного дома пещеру, а из офиса – место ссылки. Можно, конечно, нарекать на несознательных граждан, которые знать не знают про энергосбережение, но при этом желательно бы иметь целостную государственную политику в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Но о ней тяжело даже мечтать, если, например, во время общественных слушаний по проблемам экологической и энергетической безопасности, которые проводил Комитет ВРУ по вопросам ТЭК, в зале Верховной рады на Банковой, солнечным майским днём, при наличии огромных (на всю стену!) окон, включён свет, а на предложение представителей общественности его выключить, главенствующий обижается в ответ.
Это частный случай, говорящий о субъективности одного из чиновников или о его уровне невежества.
Не скажите. Вспомните весну 2008. Ещё не окончился отопительный сезон, а на улице - +18 С. Дома – Африка! Наконец-то, выключили отопление! На следующий день температура на улице упала до ноля, ночью приморозило. Результат – половина школьников в Киеве заболели простудой. Так работает наша неповоротливая система централизованного отопления, которая не рассчитана на индивидуальное регулирование.
Сейчас очень модный анекдот ходит по Киеву. Почему в эпоху, когда люди повсеместно говорят по мобильному телефону, получают радиодоступ к интернет, по средствам высоких технологий визуально общаются со своими коллегами на другом конце земного шара, в центре столицы Украины пропадает холодная и горячая вода, обесточиваются целые кварталы?! Так, уплотнение застройки в центре Киева отображается на обеспечении электроэнергией и водой этих исторических районов города.
Такие случаи заставляют задуматься над будущим, которое ожидает киевлян в связи с увеличением цен на импортируемый газ. Ведь теплоснабжение страны на 95% обеспечивается природным газом. При этом мы вынуждены констатировать отсутствие государственной политики в сфере энергосбережения.
Примером этого может быть тотальное игнорирование необходимости замены оборудования электросетей, в связи со стремительным ростом загрузки в центре Киева вследствие уплотнения и бессистемности застройки, увеличение количества бытовой техники в жилом секторе, превращения помещений первых этажей на учреждения торговли.
Однако, есть же примеры государственных специализированных программ в сфере энергосбережения. В частности в Киеве была презентована такая программа.
Что же делает киевская власть для решения, скажем, проблем экономного теплоснабжения? Например, в октябре 1998 года, с целью модернизации тепловых сетей и улучшения теплоснабжения столицы Украины, было подписано Соглашение о кредите между Украиной и Всемирным банком реконструкции и развития. Суть соглашения — в предоставлении льготного кредита в размере 200 миллионов долларов США на реализацию проекта реабилитации и расширения централизованного теплоснабжения города Киева, которая ратифицирована Верховной радой Украины. Результатом работы стал финальный отчет "Индустриальное исследование Киевэнерго", презентация которого состоялась 5 марта 2003 года в колонном зале Киевской городской государственной администрации. Главным выводом, который был представлен в финальном отчёте, является: "Организационная структура Киевэнерго является оптимальной и соответствует аналогичным структурам энергоснабжающих компаний Западной Европы. Таким образом, учитывая результаты плодотворного сотрудничества западных экспертов и специалистов Компании, и беря во внимание работу, которая началась в Компании по оптимизации деятельности сервисных филиалов, можно утверждать, что Киевэнерго стоит на пороге создания энергетического комплекса новой формации современного образца," - утешает нас достижениями веб-сайт Киевэнерго.
Кто-то видел эту новую информацию? Мы и до сих пор "стоим на пороге", а одолженные двести миллионов более ощутимо помогли бы, если бы их просто сожгли в котельных холодной зимой.
Но ведь нельзя отрицать, что реформирование отрасли в направлении энергосбережения сдвинулось с мертвой точки.
Мне коллега из Латвии рассказал историю о том, каким образом некоторые жители Риги регулируют излишки тепла в многоэтажных домах в период отопления. Известно, что вентиль "больше-меньше" находится только на трубе ТЕЦ к дому. То есть, при излишке тепла жителей дома отправляют в аналог нашего ЖЕКа гонца, и представитель того, рижского ЖЕКа тайком откручивает вентиль. Когда температура существенно понижается, опять прибегает посланник, и представитель ЖЕКа откручивает вентиль. Это, конечно, шутка, но, как и в каждой шутке, в ней есть часть истины. Истина состоит в том, что система теплоснабжения Киева требует глубокого реформирования. Волна децентрализации теплоснабжения, инициированная известными событиями в Алчевске, не имеет ничего общего с такой реформой. Речь идёт о совсем других решениях, которые уже успешно освоили муниципалитеты европейских стран в период первого мирового энергетического кризиса, а именно – постепенного отказа от импортируемого топлива и перехода на местные источники энергии в объединении с действенными мерами по обеспечению энергосбережения и энергоэффективности.
В Киеве, как и в остальных городах Украины, преобладает централизованное теплоснабжение. Оно может быть значительно эффективнее индивидуального. Но нынешнее отношение к этому виду отопления делает его весьма неэффективным, сверхизбыточным и способствует его упадку.
При эффективном управлении централизованное теплоснабжение имеет значительные экономические, экологические и социальные выгоды. Это значит, что централизованное теплоснабжение может стать надёжным и относительно дешёвым источником теплоэнергии и способствовать уменьшению выбросов парниковых газов и местных загрязнителей воздуха. Тут, кстати, пригодились бы в украинских городах, и в столице в том числе, муниципальные программы противодействия изменениям климата, котороый существуют в большинстве больших европейских городов благодаря участию Зелёных партий в органах городской власти. Но для Киева это пока что фантастика, - мозги "родителей города" заняты другим, в Зелёных в Киевсовете ещё нет.
Отделение теплоснабжения от снабжения электрики не отвечает современным подходам к энергоснабжению городов. Экологическая и энергетическая безопасность в перспективе может быть обеспечена только путём внедрения стабильных технологий, ориентированных на местные ресурсы. Первый шаг перехода к стабильной экологически и экономически сбалансированной энергетике – это внедрение комбинированных систем на основе когенерационных установок, с использованием тепловых насосов, для обеспечения районов городов электроэнергией и теплом. Параллельно должно проходить увеличение части энергии от солнца, ветра, биомассы. Именно за этим подходом – будущее. Так считают ведущие специалисты Украины по техническому переоснащению системы энергоснабжения больших городов.
Однако, украинские власти ссылаются на опыт европейских стран и необходимость адаптации нашей модели к европейской. Есть ли оптимальные европейские модели, которые можно было бы реализовывать уже сейчас и на локальном уровне, скажем в Киеве?
Безусловно, в основу этих подходов положено глубокое понимание того, что эра дешёвых импортируемых энергоносителей закончилась навсегда. Мол, во всём мире начался длительный период постоянного увеличения цен на энергоносители – залежи нефти и газа исчерпываются. Опыт стран ЕС в реагировании на подобные кризисы предлагает одно и то же – тепловая модернизация строений, что за 5-7 лет обеспечивает уменьшение необходимости в тепле и газе в 2-3 раза (!), максимальное увеличение энергоэффективности. Но такой план требует значительных инвестиций. Киев может и должен стать флагманом украинской реформы энергосбережения и энергоэффективности в жилищном секторе. Начать можно с тотальной замены обычных ламп накаливания энергоэффективными. Даже при цене 20 гривен за штуку затраты окупаются менее чем за год. Если мэр Киева вместе с Киевсоветом внедрят программу замены обычных ламп энергоэффективными и запретит использование обычных ламп в будущем, Киев продемонстрирует всей Украине пример муниципальной политики, ориентированной на пользу людям и стране. Однако, для того, чтобы реализовывать такую программу надо быть не просто умным политиком, надо болеть этим делом, необходимо быть настоящим зеленым. Вот почему я, беспартийная, иду в городской совет в списке Зеленой партии.