В Киеве прошел вечер памяти Василя Стуса [ Редагувати ]
"Пять кругов жизни" гениального поэта. В Киеве прошел вечер памяти Василя Стуса. В этом году ему исполнилось бы 70 лет. "Стусове коло" - это театрализованный проект, в котором используются воспоминания, рассекреченные документы и... рок-музыка.
Сегодняшний вечер памяти Василя Стуса больше чем спекталь - это музыкально-литературный проект. Вся его жизнь - от момента рождения и до последнего дня - описана с помощью рок-музыки, видео-иллюстраций, его воспоминаний и рассказов сына. Этот вечер впервые - акция не политическая, а литературная.
В спектакле жизнь Стуса - это пять кругов: детство, поэзия, одиночество, любовь и смерть. Отсюда название "Стусове коло". В этот вечер Василь Стус - не борец за правду, а простой человек - сын, муж и отец.
Дмитрий Стус, сын Василя Стуса:
- Тут ідеться від початку до кінця про те, як людина проживала своє життя таке як є, бо я не вірю у високі слова, і це сьогодні не цікаво і не актуально. Звичайно, це проживання свого життя по-новому, ще й життя батька.
Дмитрий - один из главных персонажей и автор сценария. Он играет самого себя. Сын поэта рассказывает и переживает заново все, что помнит об отце. А это всего 9 месяцев между первым и вторым арестом Василя Стуса.
К этому проекту сестры Тельнюк шли 10 лет. Тогда появились первые песни на стихи Стуса, и обозначился музыкальный стиль. То, что это будет именно рок, они не сомневались. Ведь почти в каждой поэтической строчке - протест и вызов.
Леся и Галина Тельнюк, рок-коллектив "Сестры Тельнюк":
- Естетика рок-музики - це естетика протесту, і інша стилістика, вона навряд чи тут лягла б. Цей процес занурення у його творчіть був просто потрясаючий, бо ми самі змінилися, працюючи над його творами, і інакше стали дивитися на життя.
А между песнями - письма. Послания Стуса родным на волю из сибирских тюрем и лагерей.
"Валю, покладемося тепер на долю, здоров'я моє дещо гірше, ослабнув після одиночки".
Сергей Проскурня, режиссер проекта "Стусове коло":
- Стус зараз повертається, це нова хвиля інтересу до нього, зацікавленості в ньому як у поеті великому. Ця піна днів і цей політ, аспект страдництва відступає, і на перше місце виходить образ геніального поета.
Из всех декораций на сцене - только экран. На нем появляются сначала фото из семейного альбома, а потом, в "круге о смерти", - недавно рассекреченные документы. Доносы на поэта, личное дело и анкета с отпечатками пальцев. Все это - уже в финале, когда звучит единственная песня, написанная самим поэтом. Это - прощание с родиной.