Коалиция: Дни открытых дверей? [ Редагувати ]

Пока президент и Кабмин отмечают "стодневки", в парламенте продолжают кипеть страсти. И не только законодательные. Предметом общего интереса снова стал состав коалиции: старые партнеры занервничали, зато новые – разве что в очередь не выстраиваются.
Красный фронт
Наблюдения за вокругпарламентскими событиями последних месяцев могут сподвигнуть на несколько неутешительные выводы. С перелицовыванием регламента ВРУ, созданием нового большинства и успешной вербовкой первых десятка-полутора претендентов на "поштучное" членство повышенное было внимание к депутатским делам со временем поутихло. Последний серьезный всплеск, пожалуй, спровоцировала процедура ратификации харьковского соглашения президентов Украины и России и стремительное принятие государственного бюджета. Но какими бы скандальными ни были обстоятельства памятных голосований, свою "рекламную" функцию они выполнили. Послушность коалиции (и тогда, и позже) убедительно демонстрировала – парламент не слишком медленно, но вполне уверенно превращается во внимательного исполнителя воли гаранта, услужливо голосующего в нужный момент. Но помимо периодически напоминающей о себе оппозиции (например, попыткой отставить министра внутренних дел), некоторое оживление в ровные парламентские будни начали вносить и сторонники правящей партии. Они не то, чтобы подняли бунт на корабле, но ощутимо демонстрировали недовольство.
Ухудшение положения дел фракций-"миноритарных акционеров" большинства напрямую связано с бодрым развитием идеи "подушного" прироста. Чем больше депутатов из БЮТ и НУ-НС подписывают коалиционное соглашение, тем меньше позиции коммунистов и Блока Литвина напоминают о существовании каких-либо "золотых акций". В свете неминуемого увеличения числа обретших сознательность оппозиционеров острожных демаршей "младших братьев" долго ждать не пришлось. Вот только "литвиновцы" пока осторожничают (им есть, что терять – кресло спикера на дороге не валяется): то сам Владимир Михайлович о какой-нибудь инициативе неодобрительно выскажется, то верные партийцы посетуют на то, что "регионалы" переманивают их кадры на местах. Зато коммунисты выражают претензии более радикально. Правда, не все и не слишком надолго.
Риторика а-ля "Мы не будем сотрудничать с режимом, если он окажется антинародным" для красной части депутатского корпуса не в новинку. Нарекания с легким намеком на хлопанье зверью вызывали и вызывают решение провести в Украине совместные учения с силами НАТО, возможное "потворствование" МВФ в случае потенциально непопулярных реформ и прочую "непоследовательность действий в некоторых принципиальных вопросах". Но время от времени КПУ, вернее, как показывает практика, ее часть, переходит на более радикальные позиции. "Мы не можем при таком развитии событий оставаться в коалиции", - заявил недавно Леонид Грач. Вслед за ним Петр Симоненко сделал несколько замечаний в адрес партнеров, но вскоре противоположную точку зрения сформулировал Александр Голуб. "Если говорить о выходе из коалиции - его не будет", - убежден народный депутат. Что же заставляет "красные силы" метаться между двумя взаимоисключающими позициями?
Традиционным ответом и политиков (в частности, Тараса Черновола), и политологов на этот вопрос является напоминание о внутренней неоднородности КПУ. И действительно, стоит обратить внимание на то, что за достаточно резким заявлением Леонида Грача последовало давно анонсированное увольнение двух членов крымского правительства. О неминуемой отставке министров-коммунистов – представителей партии, не вошедшей в большинство полуостровного парламента, – премьер автономии Василий Джарты говорил уже давно. Посему ожидать от самого известного ленинца Крыма лояльности по отношению к Партии регионов (тем более – за несколько месяцев до предположительных местных выборов) было бы странно.
Если позиция Леонида Грача – предсказуема и не претерпевает больших изменений, то острожная перемена в высказываниях Петра Симоненко вызывает больший интерес. С большой долей вероятности, слова в стиле "Нельзя позволить крупному капиталу и его наемникам привязать нас к Партии регионов, превратиться в ее младшего политического партнера" могут быть связаны с желанием напомнить о себе и своих чаяниях. По занятному совпадению, вскоре после публичных сомнений лидера коммунистов в соратниках, Коммунистическая партия смогла укрепить свои позиции во власти. Шестнадцатого июня первым заместителем главы Госагентства по инвестициям и развитию был назначен Андрей Петрович Симоненко. Направление молодого кадра "… на этот сложнейший участок работы, который связан непосредственно с использованием в интересах государства средств" (заимствуя формулировку главного коммуниста страны, озвученную в комментарии "Обкому") вполне может поспособствовать укреплению внутрикоалиционной дружбы. Не исключено, что в ближайшее время коммунисты уже меньше будут заглядывать в щелочку приоткрывшейся двери большинства. Тем более что на их место появился новый претендент.
Коалиционеры-теоретики
Одним из факторов, способствовавших идеологическому сворачиванию "красного фронта", по всей видимости, оказалось скандально известное интервью Юрия Еханурова. В нем один из экс-премьеров с КПУ не церемонился. "Если удастся договориться внутри фракции НУ-НС о возобновлении реальной работы, то осенью можно ставить вопрос о вхождении в коалицию и выведении оттуда коммунистов", - сказал он. Неожиданная позиция сразу же вызвала поток опровержений и контрзаявлений, причем – со всех сторон.
В течение нескольких дней заинтересованная публика получила возможность узнать о том, что "регионалы" переговоров с "нунсовцами" не ведут (хотя в БЮТ тем временем "перенесли" гипотетическое общение на уровень Виктор Янукович-Виктор Ющенко), что многие "нунсовцы" идею Юрия Ивановича встретили с большим удивлением, а бывший президент тут и вовсе не замешан, что коммунисты своим местом поступиться не готовы, а главу государства нынешний формат большинства вполне устраивает. А чересчур резкие слова были быстро сведены к личной позиции.
Насколько перспективен вариант развития событий, озвученный Юрием Ехануровым – судить трудно. С одной стороны, некоторые эксперты убеждены, что такое опосредованное сотрудничество с Виктором Ющенко и еще подконтрольными ему демократическими силами могло бы благотворно подействовать на "западный" имидж новой власти. "ПР просто необходимо, чтобы "Наша Украина" вошла в состав коалиции. И особенно Ющенко – для того, чтобы они могли смело "козырять" тем, что представляют Западную Украину и национал-демократов", - допускает политолог Виктор Небоженко. Абсолютно невероятным такой сценарий, пожалуй, назвать нельзя. Ведь еще несколько лет назад Юрия Еханурова нельзя было назвать политиком, излишне бурно реагирующим на словосочетание "широкая коалиция". Зато с коммунистами в одном коалиционном поле "нунсовцам", вернее, в данном контексте, скорее, "нашеукраинцам" находиться и в самом деле не с руки. Но, тем временем, основной проблемой такого теоретического объединения могут стать не столько даже сомнения в степени "приличности" подобного шага (о мнении избирателей в Украине вспоминают не все и не всегда), сколько в слабой степени вероятности консолидации всефракционных усилий. Пока что трудно поверить, что экспромт Юрия Ивановича нашел понимание даже у всех членов "Нашей Украины" – хотя, если партия, вернее, экс-президент скажет надо, то спорить с ним рискнут не все. Тем более тяжело предположить вероятность быстро и безболезненно "договориться" о вхождении в большинство всей разрозненной фракции НУ-НС. Хотя бы из-за впечатляющей затратности (и не только материальной) подобного варианта развития событий.
Таким образом, с другой стороны, оптовая вербовка "нунсовцев" едва ли может считаться главным приоритетом Партии регионов. Как показывает почти ежедневная практика, с задачей укрепления своих рядов "регионалы" справляются вполне успешно – вот и 18 июня коалиционные войска пополнились еще 6 штыками, включая и одного из лидеров "Народной самообороны" Давида Жванию. В такой ситуации острой необходимости менять "шило на мыло" – коммунистов на "нунсовцев" у ПР нет, пусть даже такой вариант и был бы имиджево лестным. Все-таки обилие центров влияния в экс-фракции экс-президента делает ее крайне неудобным объектом для сотрудничества. Но, в то же время, сторонникам гаранта есть смысл не сводить полностью на нет объединительную риторику. Во-первых, как уже стало ясно, подобные перспективы, даже глубоко гипотетические, оказывают бодрящее действие на капризничающих партнеров. Во-вторых, воспитательный эффект становится менее затратным – тяжело формулировать масштабные требования, понимая, что за открытыми дверями коалиции готова собраться целая очередь. В-третьих, разговоры о возможном слиянии не способствуют миру и процветанию в среде парламентского меньшинства, что уже успел доказать обмен любезностями между БЮТ и НСНУ. В-четвертых, о чем не забывают сторонники конспирологических умственных упражнений, подобное резкое заявление может маскировать еще более интересные переговоры – а рассмотрение такого варианта снова-таки повысить накал внутрипарламентских страстей. В сущности, при желании коалиционный центр вполне может использовать сложившееся положение дел себе во благо. Настойчивое рекламирование принципа открытых дверей не только повышает эффективность коалиции, но и обесценивает значимость отдельных ее представителей. Что для правящей партии – выразителя желаний президента – лишним точно не будет.