Лама Оле Нидал: разные религии - для разных людей [ Редагувати ]

"Лама" - это не монах и не святой. Это человек, который учит буддизму. Лама Оле учит тибетскому буддизму традиции Карма Кагью. Он и его жена Ханна - первые люди с Запада, получившие прямую передачу этого знания от "царя йогов Тибета", 16-го Гьялва Кармапы. Оле помнит, что в предыдущей жизни уже был ламой в Тибете. Не-буддисту трудно понять, что все это означает. Буддист же с благодарностью складывает руки на груди и просит благословения.
Когда китайцы захватили Тибет и многие жители этой горной буддистской страны были вынуждены бежать через Гималаи от оккупантов, разрушавших древние монастыри и расстреливавших лам, тибетцы, как они сами считают, начали перерождаться на Западе.
С детства Оле, датскому мальчику из профессорской семьи, снилось, как он водит по горам небольшого роста, азиатской наружности людей, спасая их от отрядов китайцев, отстреливаясь. Сейчас он уверен, что в предыдущей жизни жил в Тибете. То же самое ему сказали и те люди, от которых он, проведя три года в Гималаях, принял передачу знания.
"В день новолуния в сентябре 1970 года в Сиккиме, в Гималаях, я принял имя Карма Лоди Джамцо, что означает "Океан Мудрости". Учителя, который дал мне это имя, зовут Кармапа. Он - первый сознательно перерождающийся лама Тибета. Он делает это, начиная с 1110 года, и принял уже 17 воплощений. Наша линия преемственности называется Карма Кагью".
Мастер медитации, автор книг, переведенных на десятки языков, лама Оле основал в мире более 400 центров, и теперь у него нет дома - каждый из этих центров превращается в его дом, когда лама приезжает. В каждом он проводит не больше двух дней.
Даже если только просто переезжать с места на место, такой образ жизни свалил бы с ног любого. Но Оле Нидал еще и читает лекции, проводит коллективные медитации, дает прибежище для тех, кто решает стать буддистом. И при этом жив-здоров в свои 60 с лишним лет. По-прежнему прыгает с парашютом. По-прежнему не провел ни одной ночи без своей жены Ханны, которая путешествует вместе с ним. По-прежнему, когда есть возможность, гоняет на мотоцикле со скоростью 200 километров в час по горным альпийским дорогам. Будды хранят?
В черной футболке и джинсах, поджарый и расслабленный, этот человек напоминает преуспевающего бизнесмена на отдыхе. Вот только в глазах у этого человека плещется сумасшедшая радость. "Я не просветленный... Сам я полагаю, что являюсь освободившимся, - говорит лама на лекциях, отвечая на вопросы. - Это означает, что я не отношусь к вещам личностно, и если возникают какие-нибудь неприятности, то я не чувствую себя мишенью".
"Идея буддизма очень проста, она состоит в том, что наш ум - это чистый, ясный свет, - говорит он. - Об этом говорили и некоторые христианские мистики. Но мы еще говорим, что все люди свободны, и в этом наше отличие от христианства".
С христианством у ламы Оле отношения вполне мирные. Христианство, говорит он, - для тех, кому нужен некий бог, предписывающий, что надо, а чего не надо делать, и наказывающий за ошибки. Кого-то это устраивает.
Лама полагает, что разные религии - для разных людей. "Наша особенность в том, что мы не миссионерствуем. Во что бы человек ни верил, что бы его ни радовало, мы желаем ему всего хорошего".
Впрочем, есть идеология, с которой лама не может примириться, и острые высказывания в ее адрес стали своего рода фирменным знаком его лекций: "Демократия, свободная жизнь с одной стороны и ислам с другой - несовместимы; это как вода и нефть".
Но если ислам, по мнению ламы, опасен, отчего тогда столько миллионов людей по всему земному шару гордо называют себя мусульманами? Ответ ламы метафоричен. "Потому что в этом очень много стали, но мало золота. Кроме того, это дает их жизни очень высокую степень определенности".
Лама прекрасно помнит свои первые впечатления от России 1988 года: "Страна тогда напоминала большого раненого зверя".
"Если сравнивать страну с напитками, то у нас на глазах из прокисшего молока образуется шампанское. Особенно, конечно, в Москве, где оседает до 80 процентов всех денег. Но и в других местах все меняется. Повсюду встречаешь представителей нового поколения людей, которые не ждут, когда им скажут, что делать, которые самостоятельны и независимы. И это прекрасно".
"Русские очень восприимчивы к новым идеям, их антенны настроены сразу на несколько диапазонов. У русских сильно развито абстрактное мышление - куда лучше, чем у американцев".
"Нации героического типа - а славянские народы, как правило, таковы - те, кто хочет найти счастье, очень хорошо понимают буддизм. Русские поэтичны. Если они тебе доверяют, они рискуют и идут напрямую к опыту. Есть страны, где не все так просто. Например, во Франции, в Британии, в Америке люди хотят, чтобы их за ручку вели по этой дороге шаг за шагом..."