Замороженная дружба [ Редагувати ]

В последние недели между Россией и Украиной установились не по-летнему прохладные отношения. Дружба столкнулась с выгодой, встречи руководства двух стран постоянно откладываются, а гнет нерешенных вопросов давить не перестает. Основные камни преткновения - судьбы "газовых" контрактов и Таможенного союза.
Отложенное действие
Власти Украины и России не устают напоминать о том, какой рывок совершили двухсторонние отношения за полтора года правления Виктора Януковича. Дружественная (за некоторыми исключениями) тональность заявлений, сотрудничество в ряде стратегических отраслей, благожелательные комментарии – внешне между двумя государствами царит полное стратегическое взаимопонимание. "Ценю ваш личный вклад в продвижение российско-украинских дружественных, добрососедских отношений. Стремление к наиболее полной реализации мощного потенциала исторической и духовной общности народов России и Украины открывает широкие перспективы многопланового межгосударственного взаимодействия", - так российский президент поздравлял украинского коллегу с недавно минувшим днем рождения. И все же со временем по ряду пунктов "интенсивный и плодотворный политический диалог" начал заметно терять и в плодотворности, и в интенсивности.
Возрожденные "братские" отношения двух стран около года удивляли обилием встреч на высочайшем уровне. Но к весне-лету 2011 года президенты снизили темпы обмена визитами, да и некоторые встречи премьеров переносились. Показательным в этой ситуации выглядит судьба пятого заседания российско-украинской межгосударственной комиссии под эгидой глав государств. Внимание именно к этому заседанию объясняется тем, что его анонсировали как потенциальную "арену" для пересмотра газовых договоренностей 2009 года. Но ряд предварительных встреч "рангом" пониже, на которых постоянно обсуждался вопрос создание специальной "рабочей группы" пока так и не дал результата. Поначалу новую встречу комиссии сдержанно обещали еще весной, потом заговорили об июне. В начале июля значимость грядущего межгосударственного рандеву подтвердил президент Украины. "Обсуждается пакет вопросов, по которым нужно сегодня договариваться. Среди этих вопросов является вопрос газового соглашения между Россией и Украиной. Мы с президентом Медведевым планируем встретиться, если Бог даст, мы решим этот вопрос", - сообщил Виктор Янукович 8 июля.
Несмотря на все прогнозы, в середине июля знаменательное заседание так и не произошло. Более того, к концу месяца стало известно, что также может сорваться даже праздничная встреча двух президентов в Севастополе, запланированная на 31 июля. Сначала в возможности посетить город славы русских моряков усомнились у Дмитрия Медведева. А потом свой визит на празднование Дня ЧФ РФ отменил и Виктор Янукович. Что же касается "комиссионного" формата – то судьба его неведома. По сообщениям информационных агентств в июле подготовка к заседанию не велась, а в августе ее могут не захотеть организовать из-за отпускного сезона. Специалисты допускают, что за два летних месяца Кремль и Банковая так и не смогли утрясти самые спорные моменты взаимоотношений. Да и в целом, информационную обстановку последних недель трудно назвать стопроцентно доброжелательной. То россиян беспокоит "негуманная" высылка из Украины экс-президента Крыма Юрия Мешкова и участие в международных учениях американского ракетного крейсера. То украинцы повторяют не слишком приятные для российского уха заявления, вроде отказа признавать независимость Абхазии и Южной Осетии… Вполне возможно, что раньше осени проблемы, омрачившие отношения Киева и Москвы, разрешены не будут.
А газ и ныне там
Затягивание окончательного разрешения газового вопроса, очевидно, связано с тем, что приход двух сторон к единому мнению по-прежнему откладывается. За последние недели видимые расклады не поменялись: России все еще нравится идея СП. "Ничего нового сказать не могу. Вопрос о корректировке цен на газ для наших украинских друзей может быть рассмотрен при слиянии Газпрома и НАК "Нафтогаз України", - заявил 5 июля глава Газпрома Алексей Миллер после встречи с Юрием Бойко. Спустя несколько дней Киев тоже выступил со знакомой партией. "Мы не планируем слияния Нафтогаза и Газпрома. Мы планируем, чтобы Газпром и Нафтогаз участвовали в других проектах, например, в модернизации украинской газотранспортной системы, развитии отдельных ее участков, возможно добычи нефти или газа, в том числе в Украине. Но как такового объединения не планировал никто и его не будет", - сообщил глава государства.
После привычного уже обмена аргументами "газовая" дискуссия на время сошла на нет. Киев вскользь коснулся темы, когда имя Владимира Путина прозвучало "всуе" при оглашении обвинений в адрес Юлии Тимошенко (и еще неизвестно, насколько спокойно к этому отнесется Россия). Москва же не спешит переключаться на смежные темы. К тому же специалисты считают, что на нынешнем этапе "заместительная терапия" а-ля "А давайте вместе ГТС модернизировать!", Кремль не слишком заинтересует. "По моему мнению, пока Россия выжидает. И она хочет все: либо весь газовый сектор, либо всю ГТС. Она не хочет третьего участника... В ближайшее время Россия вряд ли присоединится к модернизации", - считает энергетический эксперт Владимир Сапрыкин. Впрочем, до того, как будет снят законодательный запрет на приватизацию газотранспортной системы и реорганизован Нафтогаз, настороженное отношение к ГТС-обещаниям можно понять.
Мало кто рискует прогнозировать, чем именно может закончиться развивающееся "газовое" противостояние. Украинские специалисты допускают, что выходом из ситуации могло бы стать обращение в международный арбитраж. Тем более что с течением времени российская сторона может еще больше укрепиться в несговорчивости. В РФ не за горами выборы, и не факт, что будущие участники президентского забега захотят огорчить свой народ, обещая преференции соседнему. "С учетом того, что в России в 2012 году выборы и оба претендента практически готовят свои стартовые позиции и внимательно смотрят за рейтингами в России, вряд ли кто-то из них - или Путин, или Медведев, - возьмут на себя смелость пойти на уступки украинской стороне", - считает руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.
Сбой в счете
Если пересмотр контрактов в угоду Киеву может быть расценен как слабость, то реализация другого сценария, из числа предпочитаемых руководством РФ, - напротив, может быть воспринята как дипломатическая победа. Вторым (с точки зрения России) вариантом удешевления "голубого топлива" для Украины остается ее вхождение в Таможенный союз. Уже не один месяц Москва обещает, что в таком случае соседи смогут покупать энергоносители по "внутренним ценам". А в последнее время складывается впечатление, что от теоретических доводов россияне перешли к "практическим".
Пока Украина не оценила преимущества от вступления в ТС, потенциальные таможенные партнеры познакомили ее с недостатками пребывания вне дружной семьи трех народов. Начатое еще в июне исследование 32 украинских сельхозпредприятий в июле дало эффект новой "мясомолочной" войны – поставки с большинства из них на рынки сразу трех стран были если не запрещены, то временно ограничены.
Как водится, "политически" оттенять происходящее в России не спешат. Виновником всему было названо не должное соблюдение санитарных норм. Тем не менее, "сельскохозяйственная" атака была осуществлена практически одновременно с введением "антидемпинговых пошлин" на конкурентоспособные украинские товары – от продукции металлургической промышленности до карамели. Нелегкое будущее экономисты обещают и отечественным трубам. А украинские власти, похоже, всерьез задумались.
Хотя поклонники идеи "Все мы будем в ТС" есть и среди видных представителей Партии регионов, официально позиция Киева по поводу Таможенного союза не изменилась. Президент продолжает придерживаться своей идеи о формате сотрудничества "3+1". "Предложенная нами формула 3+1 является нашей стратегией, она положена в основу национального прагматизма нашей внешней политики", - напомнил Виктор Янукович в ходе пресс-конференции. Спустя несколько дней готовность проработать это направление изъявил глава правительства РФ. "Сегодня с утра разговаривал с президентом Украины, мы сейчас активно на уровне экспертов работаем над предложенной украинской стороной схемой 3+1. То есть три участника Таможенного союза - Россия, Беларусь и Казахстан и плюс Украина. Мы пока еще не можем сказать, на какие решения могли бы выйти", - пояснил Владимир Путин 11 июля. Но вера в перспективы таможенной арифметики по-украински вскоре снова пошатнулась. Сначала в Москве сообщили, что предложения украинской стороны к ним еще не поступали, а затем готовность Киева к сотрудничеству снова оценил российский премьер. "Политическое руководство Украины, насколько я себе представляю, пока таких планов (о вступлении в ТС и ЕЭП, - "Подробности") не вынашивает в практическом преломлении. Что это означает? Это означает, что три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан будут договариваться о том, как защищать свой внутренний рынок от продукции из третьих стран", - объявил Владимир Владимирович.
"Газовые" неясности и сбои в формулах потенциального Таможенного союза трудно назвать идеальными обстоятельствами, в которых два соседних государства могут безболезненно взять паузу в отношениях. После того, как встреча президентов откладывалась несколько раз, тайм-аут стал выглядеть довольно подозрительно. Конечно же, промедление можно объяснить летним желанием отложить сложности до осени. Но и календарь не мешает сложиться впечатлению, что озвучивание позиций постепенно превращается в обмен уколами. Поглядывающие на Запад украинские власти обещают народу проявлять в отношениях с РФ прагматизм. Но смогут ли они придерживаться этой стратегии, если такое же оружие не захотят сложить россияне?