Блок для Юлии Тимошенко? [ Редагувати ]

Пребывание Юлии Тимошенко под арестом неминуемо сказывается на политической жизни. На Западе в зависимость от судьбы экс-премьера ставят темпы евроинтеграции Украины. А внутри страны беспокоятся об изменении масштабов политического влияния "Леди Ю", чьи возможности влиять на ситуацию заблокированы.
Достаточно продолжительный (а теперь и "двойной") арест Юлии Тимошенко и по-прежнему грозящая ей перспектива семилетнего заключения неумолимо делает актуальным вопрос о политических перспективах недавней оппозиционерки номер один. По данным разных социологических служб, рейтинги популярности как самой бывшей главы правительства, так и возглавляемой ею политсилы либо остаются стабильными, либо демонстрируют тенденцию к плавному росту. В целом сочувственно значительная часть украинцев относится и к "судебным" бедам Юлии Владимировны. Так, согласно результатам последнего опроса Киевского международного института социологии 57 процентов граждан Украины полагают, что за проблемами экс-премьера стоят политические мотивы (38% респондентов убеждены в этом, а еще 19 — допускают, что арест объясняется и политическими, и "уголовными" причинами). В преддверие парламентских выборов подобная поддержка — бонус отнюдь не лишний. Однако сейчас трудно судить не только о том, удастся ли Юлии Тимошенко принять участие в кандидатском "забеге" (как того настоятельно требует Евросоюз), но и о том, как велико может быть ее влияние на складывающуюся ситуацию. Значимость заключенной под стражу главы БЮТ как иконы оппозиционного движения и символа борьбы за демократические ценности оспорить затруднительно. Но остаются ли в руках у "иконы" и "символа" рычаги политического влияния?
Практически со дня ареста Юлии Тимошенко ее соратники по партии и блоку настойчиво заверяют: причин сомневаться в степени влияния их лидера на ситуацию нет. Члены "Батьківщини" напоминают, что их партия — "это Юля"; принимаемые решения сопровождаются объявлениями а-ля "Юлия Владимировна одобрила" (так, Наталья Королевская сообщила в интервью, что Тимошенко предлагала ей стать заместителем лидера партии); в том, чьим именем партия пойдет на выборы, тоже разногласия отсутствуют. "Я думаю, именно Юлия Владимировна пойдет под номером один", - пояснял будущие списочные расклады Александр Турчинов в начале декабря. Борьбу за лидера "бютовцы" ведут на разных фронтах: в апелляционном суде, в Европе, решили они и выдвинуть кандидатуру ЮВТ на соискание Нобелевской премии мира в 2012 году. Однако в последнее время защитникам прав и свобод экс-премьера все чаще приходится обсуждать организационные проблемы. Подозрения по поводу того, что арестованной и прикованной к постели Юлии Владимировне все чаще приходится играть роль "английской королевы" — царствовать, но не править — звучат все громче.
Заметную волну сомнений в степени влияния лидера на ситуацию возникли в связи с недавней молниеносной отставкой главы фракции БЮТ-Б в Верховной раде Ивана Кириленко. Тогда, объявляя о своем решении, бывший глава парламентских "бютовцев" сообщил, что концепция "Уступим дорогу молодым" обсуждалась с Юлией Тимошенко еще за год до этого. "...С Юлией Владимировной мы обсуждали этот вопрос еще год назад, что нам пора в связи с теми событиями, которые произошли в результате президентских выборов и так далее, пора давать дорогу более молодым, инициативным членам фракции", - рассказывал Иван Григорьевич. Что, тем не менее, не помешало представителям большинства спрогнозировать фракционный раскол в стане коллег, а политологам — обсудить, чья группа влияния укрепилась с заменой Кириленко на Андрея Кожемякина.
Следующий и еще более громкий повод обсудить вопрос "Так кто же действительно управляет "Батьківщиной" дало известие о том, что Юлия Тимошенко была против солидарного с большинством голосования по новому закону о парламентских выборах. Семнадцатого ноября проект, возвращающий смешанную систему, запрещающий блоки и поднимающий проходной барьер до пяти процентов, собрал урожай в 366 "за". Из них 62 "позитивных" голоса приходятся на долю БЮТ-Б. Как известно, сторонники общего голосования от "меньшевиков" объясняли свое решение участием оппозиционеров в работе подготавливающей "компромиссный" вариант комиссии, благодаря чему текст будущего закона покинул ряд норм, позволяющих манипуляции и фальсьфикации. И все же с такой трактовкой происходящего согласились не все оппозиционеры, да и нетрудно заметить, что необходимый минимум в 226 голосов большинство собрало бы и без помощи "бютовцев" с "нунсовцами"... И вот, 13 декабря со слов посла ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры стало известно, что в разговоре с еврокомиссаром по вопросам расширения ЕС Штефаном Фюле Юлия Тимошенко назвала солидаризацию "бютовцев" с большинством "ошибкой".
Известие, близкое по сути к сенсационному представители политсилы бывшей главы Кабмина, быстро опровергли. "Я лично присутствовал на встрече с Тейшейрой и послами, и никаких ссылок на Фюле и его слова относительно закона о выборах и оценки, которые якобы давала Юлия Тимошенко во время этой встречи не существовало", - пояснял замглавы фракции БЮТ-Б, лидер ПРП Сергей Соболев на следующий же день. В итоге причиной появления слухов было названо некое (то ли существующее, то ли нет) "письмо Тимошенко". К слову, слухи о том, что Юлия Владимировна передает на волю воззвания, которые ее сторонники не спешат зачитывать, распространяются в СМИ все активнее... В "Батьківщине" такую информацию опровергают и просят журналистов и политиков не вносить лишнюю смуту в непростую ситуацию. "Рано зачитывать политическое завещание Тимошенко и делить партийное наследие "Батьківщини", - настаивает вице-спикер Николай Томенко. "У нас нет никаких расхождений с Юлией Владимировной, мы были и будем единой командой. Она является нашим лидером, которого мы любим, и который даже в сложных условиях продолжает руководить партией", - повторяет Александр Турчинов. И все же, следует отметить, что уже не один "бютовец" признал — в день памятного голосования фракция с лидером блока и в самом деле этот вопрос не обсуждала. "Нам не удалось в тот день оперативно связаться (с Тимошенко, - "Подробности")", - сообщил Турчинов 14 декабря. "Юлия Тимошенко против этого закона, и я против, но мы проголосовали за него, чтобы сделать невозможными фальсификации, и мы выиграем выборы", - уточняет нардеп-"бютовец" Сергей Пашинский. Но все же следует учитывать, что заявления из категории "Позиция Тимошенко ни в чем не отличается от позиции фракции" в последние недели стремительно становится предметом не знания, но веры. В отсутствии Тимошенко, которая сейчас не появляется даже на заседаниях судов (или суд спешит к ней в СИЗО) пока судить о ее мнении, целях и намерениях можно исключительно с чужих слов.
Оппоненты БЮТ и часть экспертов считают, что положение дел, когда лидеру партии и блока крайне сложно реализовывать управленческие задачи ее окружению в некотором роде выгодны. "Вы же понимаете, что дело Тимошенко - это большой минус большинства и власти в целом, но плюс для оппозиции. И сейчас под лозунгами защиты Тимошенко происходит разделение ее электората, попытки его освоить. А для этого необходимо постоянно говорить об освобождении Тимошенко, а затем поднимать бокалы за свои будущие победы, шансы на которые увеличиваются во время отсутствия главного оппозиционера", - нелестно оценивает поведение и цели "бютовцев" Владимир Литвин. "Теперь в отличие от власти, которая была не заинтересована, чтобы Тимошенко осталась в большой политике, теперь не заинтересовано и ее ближайшее окружение, и официальная оппозиция в лице Яценюка, который не хочет возвращения конкурентки, которая тут же заберет у него корону главного оппозиционера", - говорит в своем видеоблоге руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Тем не менее, часть специалистов склоняется к иной точке зрения — позиции Юлии Тимошенко ничто не угрожает. "Без Тимошенко ни одно стратегическое решение не принимается. Возможно, какое-то тактическое, но стратегическое – нет. В этом я убежден, потому что мне кажется, что Тимошенко такой человек, который даже из камеры СИЗО способен управлять партией. И визит Фюле тому свидетельство. Знаете, это показательно, что Фюле был и у Януковича, и у Тимошенко", - цитирует УНИАН слова политолога Игоря Жданова. Как бы то ни было, в отстутствие Юлии Владимировны место "верховного оппозиционера", похоже, не хотят надолго оставлять пустым. "Вы – самый рейтинговый оппозиционный политик, возглавьте единый список оппозиции. Между нашими партиями, если положить рядом программы, нет разницы. Если мы, оппозиция, - не партии мошенников и кукол на веревках, мы должны здесь и сейчас подать единый список", - обратился глава политсовета "Нашей Украины" Валентин Наливайченко к Арсению Яценюку. Намерений послужить главным объединителем оппозиции лидер "Фронта змін" и не скрывал. Но до недавних пор в НСНУ к ним, как и к голосованию за закон о выборах, относились настороженно. "Новые политики" требуют соединить усилия и "выбросить старые скелеты из шкафа". Но какая роль в этой "перспективной оппозиции" отведена еще недавно самому видному представителю оппозиции "старой" и получится ли и в самом деле настолько безболезненное переформатирование,которого хотели бы ждать оптимисты от обновления? А, главное, захочет ли сама Юлия Тимошенко оставаться лишь гордым символом, когда ей удастся выйти на свободу?