План Путина-2 [ Редагувати ]

По итогам президентских выборов в РФ скорое возвращение Владимира Путина на официально первые роли не вызывает сомнений. Зато уже сейчас оставляет вопросы по поводу того, какой же окажется для России, для мира и для зависимых от России соседей ближайшая "шестилетка"?
Заживут по-новому?
Собираясь вернуться на утраченный четыре года назад пост, Владимир Путин проводил непривычно активную для себя избирательную кампанию. Причиной такого бурного информационного присутствия премьера эксперты в основном считали рост протестных настроений среди россиян. "В общем и целом мы можем сказать, что это гражданское движение значительно повлияло на агитационную кампанию", - отмечали наблюдатели от ПАСЕ. Как бы то ни было, на низком старте к президентству Владимир Владимирович обещал согражданам многое: и политическую стабильность, и экономическое процветание, и социальное благоденствие (обеспечение которого, по прогнозам специалистов, потребует солиднейших вливаний), и даже — такой демографический всплеск, который позволил бы населению РФ к 2050 году "добраться" до 154 миллионов...
Однако, по мнению специалистов, в том числе — и западных, мгновенное переключение в режим стремительного процветания России, скорее всего, все-таки не грозит. Кто бы ни возглавлял государство, РФ по-прежнему остается зависима от конъюнктуры мировых рынков, а ее экономика требует серьезной, но пока слабо прогнозируемой модернизации, официально ожидаемой Западом. Гипотетические свершения слишком сильно зависят от способности властей РФ к преобразованиям. "Дело в том, что слияние власти и собственности настолько глубоко, что экономическая реформа невозможна без политических перемен", - говорится в отчете "Снова Путин", подготовленном Британским королевским институтом международных отношений "Чэтем-хаус".
При этом готовность правящего лагеря Российской Федерации "приспособиться к меняющимся реалиям" нередко подвергается сомнению. Именно негибкость системы, законсервировавшей особые права элиты, неласково именуемой "Партией жуликов и воров", способствовали многочисленности протестов по итогам декабрьских выборов в Государственную думу. Посему особый интерес составляет способность и готовность вновь избранного главы государства отреагировать на вполне нефигурально выражающиеся "вызовы общества", которые это общество сейчас пока еще готовится повторять снова и снова. С одной стороны, некоторые политологи допускают, что в сложившихся условиях Владимир Путин действительно может пойти на определенные "демократизирующе-уравноправливающие" трансформации. "Так или иначе, ему (режиму Путина, - "Подробности") придется обновиться", - считает украинский политолог директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. И все же, стоит учитывать, что часть подобных достижений заранее "зарезервировал" для себя (например, предлагая вернуть выборность губернаторов или принуждая Генпрокуратуру разобраться с законностью обвинений против Михаила Ходорковского) готовящийся покинуть пост Дмитрий Медведев... С другой стороны, трудно заранее оценить насколько адекватной будет реакция властей на протестную активность. Во всяком случае, киевский "Майдан" 2004 года, похоже, по-прежнему остается крайне неприятным воспоминанием для правящего лагеря соседнего государства. "Никто не против ни митингов, ни шествий, если это не мешает жизни горожан. Мы предоставляем площадки - чтобы высказаться - всем желающим. Но майдана точно не будет", - предварительно обещал мэр Москвы Сергей Собянин за несколько дней до выборов.
Насколько глубокими могли бы быть "подневольные" преобразования третьего правления Владимира Путина (а некоторые эксперты допускают, что в отсутствие масштабных протестов можно ожидать лишь укрепления модели управления авторитарного толка) — если они вовсе появятся в повестке дня — можно будет оценить лишь по итогам хотя бы первых заявлений Владимира Путина в качестве главы государства. А вот основные вехи своего внешнеполитического курса Владимир Владимирович перечислил заранее — в опубликованной 27 февраля в "Московских новостях" статье "Россия и меняющийся мир". Явных сюрпризов программный текст не обещает. "Почти президент" привычно неодобрительно высказался по поводу американцев; раскритиковал вмешательство посторонних держав во внутренние дела государств (по большей части пользуясь примерами из истории "Арабской весны"); пожелал мирного решения проблемы с Ираном; настроился на достойное сосуществование с китайским "вызовом"; понадеялся на глубокое экономическое сотрудничество с ЕС — вплоть до создания зоны свободной торговли "от Лиссабона до Владивостока" в необозримой пока перспективе... При этом пока еще премьер РФ в статье достаточно четко и недвусмысленно проводил "генеральную линию партии" — Россия претендует на лидерство и не оценит, если ей что-либо помешает. "Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь. Более того, я убежден, что безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь "задвинуть" ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности", - настаивает будущий президент. Впрочем, именно ужесточения внешнеполитического курса (в сравнении с подчеркнуто "нейтральным" Дмитрием Медведевым) вкупе с развитием экспансионистских проектов, Запад от "новопутинской" России и ожидает. А если судить по твердости намерений Владимира Владимировича отстаивать российские интересы: от политических до культурных (уже только фраза "Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский" может заставить задуматься многих соседей и не только соседей РФ) — ожидать прагматичной жесткости могут не только на Западе.
Перезагрузочные риски
В нынешней ситуации одним из наиболее уязвимых в политическом отношении соседей оживленной возвращением старого/нового президента России остается Украина. В течение последнего года взбодрившиеся было после победы Виктора Януковича отношения между Москвой и Киевом заметно охладились, чему затягивание газовых переговоров — убедительный пример. Потому неудивительно, что для отечественного политикума вопрос "Что изменится с приходом Путина?" весьма актуален. Особенно с учетом того, что пауза во взаимодействии двух стран нередко объяснялась российским "перерывом на выборы".
В прогнозах по поводу будущих сценариев украинские эксперты по большей части солидарны. Наиболее вероятным вариантом развития событий обычно считается возможный передел сфер влияния в пользу российских инвесторов, все то же усиление культурной экспансии и увеличение "интеграционного" давления на Украину. "Если учесть те заявления, которые делал Путин во время избирательной кампании, относительно его абсолютного приоритета в международных отношениях СНГ, я думаю, что Украине придется довольно трудно. Абсолютно понятно, что политика с Украиной будет строиться на втягивание ее в интеграционные процессы более глубоко, чем они есть сейчас", - полагает директор Агентства моделирования ситуаций, политтехнолог Виталий Бала. Пожалуй, наиболее актуальной для Украины угрозой остается Таможенный союз, "санкционные" возможности которого Киеву потенциальные партнеры убедительно демонстрируют прямо сейчас — в границах намеков на "сырную" и "сахарную" войну. Однако, если судить по предыдущим программным текстам Владимира Владимировича, его объединяющие порывы могут оказаться куда шире — на горизонте маячат идеи развития ЕврАзЭС, а затем — и некоего Евразийского союза. "В отношении Украины отношение в России очень простое у народа: с ней можно сотрудничать, только если Украина сделает то же самое, что Беларусь и Казахстан: войдет в ЕврАзЭС и потом в Евразийский союз — единое государство. Тогда они будут к нам нормально относиться. А если мы будем двигаться в сторону ЕС, тогда это воспринимается как то, что Украина — фактически скрытый агрессор, который не хочет добра России, с которым надо проводить жесткую политику, поднимать цены на газ, не пускать украинские товары на российский рынок", - цитирует From-UA слова директора Института трансформации общества Олега Соскина.
Возможные риски от углубления идейно-политической дружбы, судя по всему, осознают и в правящей партии. "Путин будет действовать методом кнута и пряника. С одной стороны, Украине будут обещать экономическое чудо. С другой стороны, будут и дальше давить с помощью Таможенного союза - и по вагонам, и по сахару, и по трубам, и по сыру", - предполагает заместитель главы фракции РФ в парламенте Владимир Зубанов. Однако одновременно правящий лагерь Украины всецело приветствует победу Владимира Владимировича на выборах. И одной из причин ожидаемой доброжелательности Киева может быть стремление побыстрее разрешить болезненный "газовый" вопрос.
Полит-оптимисты в большинстве своем считают, что окончание избирательной кампании будет способствовать большей сговорчивости Кремля: суровую неподкупность и готовность защищать отечественные интересы кандидат в президенты уже продемонстрировал, а, значит, впереди возможность показать лицом и внешнеполитическую мягкость по отношению к "братскому" народу. С другой стороны, и западные, и украинские эксперты напоминают о том, что Владимир Путин вряд ли станет сходить с прагматичной платформы. "Победа Путина на выборах добавит ему уверенности и это не будет его толкать на кардинальные действия против Украины. С другой стороны и спешить Путин не будет, что не устраивает Украину", - допускает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Показательно и то, что предполагаемые границы "не спешить" на днях очертил и посол РФ в Украине. "На сегодняшний день я вижу только одно: если оценка украинской ГТС будет производиться до 1 августа, то совершенно очевидно, в лучшем случае на какие-то соглашения только во второй половине года", - оценил временные рамки пересмотра контрактов Михаил Зурабов.
То, какую именно роль могут сыграть "газовые" переговоры в демонстрации градуса теплоты или прохлады в отношениях между двумя государствами, может стать ясно уже в ближайшие месяцы. Некоторые специалисты считают, что ориентиры новой стадии обсуждения контрактов прояснятся уже к концу марта. Пока же эксперты советуют договариваться максимально аккуратно и, например, избегать пакетных соглашений по образу и подобию "Харьковского пакта" 2010 года. В любом случае, оценка перспектив отношений Украины и России при президентстве Владимира Путина слишком во многом зависит от того, о выгодном для кого именно "К лучшему" может идти речь.