Рекламная безвкусица [ Редагувати ]
Активно соревнуясь друг с другом в оригинальности плакатов, рекламодатели зачастую переступают через морально-этические нормы.
Количество всевозможных бигбордов в Одессе немыслимое. Года полтора назад двое народных депутатов направили официальный запрос одесскому муниципальному руководству относительно целесообразности подобного рекламного засилья и его финансовой пользы для городского бюджета. О реакции местных властей на сей документ в прессе ничего не сообщалось. Но то, что он никак не повлиял на дальнейшее распространение в Одессе уличной рекламы, это, как говорится, факт.
Порой доходит до курьеза: не так давно на одной площади красовался плакат турфирмы с ошеломляющим двусмысленностью слоганом: "С нами - отдых навсегда!" И, между прочим, желаемого внимания к бигборду руководители фирмы добились.
Однако главным изъяном рекламодателей, по мнению одесситов, является излишнее увлечение эротической тематикой. Порой содержание плакатов вызывает справедливое возмущение граждан. К счастью, есть структура, которая не дает разгуляться рекламной порнографии, - Одесское облуправление по защите прав потребителей.
Так, пару месяцев назад его сотрудники запретили использование рекламы одного из престижных обувных бутиков: в магазин зазывала легко одетая девица с туфельками в руках, изогнувшаяся в откровенно сексуальной позе, которая в простонародье называется "мама моет пол".
Штрафом и запрещением рекламы как недобросовестной и не отвечающей этическим нормам закончилась "плакатная история" одного из ликероводочных заводов. Крупным планом там показаны целующиеся взасос парень и девушка. Никакого текста не было, за исключением загадочных цифр и буквы "220V". Позже выяснилось, что так называется один из слабоалкогольных напитков, выпускаемых заводом. Который был дополнительно наказан еще и за не отвечающую законодательным нормам рекламу алкоголя.
Довольно длительное время (больше года!) едва ли не в каждом районе Одессы на огромных щитах производителя коньячных изделий красовалась полностью обнаженная дама, которая вызывающе демонстрировала пышные телеса. В ответ на шквал возмущений одесситов относительно пристойности данного изображения один из городских руководителей привел ошеломляющий "аргумент": дескать, ничего постыдного здесь нет, так как голозадая тетя на плакате является... француженкой! Как будто принадлежность к какой-либо нации дает ее обладателям безоговорочное юридическое и моральное право публично демонстрировать населению любую часть своего тела...
Разумеется, далеко не все претензии Управления по защите прав потребителей к рекламодателям связаны с чрезмерной эротичностью изображений. Например, рекламу рейса Одесса - Нью-Йорк - Торонто авиакомпании "Аеросвiт" запретили по причине использования в ней государственных символов иных стран - США и Канады (это противоречит статьям 6 и 8 Закона Украины "О рекламе").
Благодаря стараниям сотрудников Управления ликвидирована информация, нарисованная на окнах одесских трамваев и троллейбусов (это запрещено статьей 10 Закона Украины "О рекламе", пунктом 30.7 "Правил дорожного движения" и приказом #583 МВД Украины от 23.07.2001 года).
Но, пожалуй, самым громким, связанным с запретом рекламы, стал случай с телепропагандой препарата от облысения "Лосьон-101". (Его продавал и рекламировал один из частных предпринимателей.) Выяснилось, что лечебные свойства препарата в реальности были очень далеки от тех, которые активно расхваливались по телевидению. Кроме запрета на выпуск недобросовестной рекламы и наложенных на частного предпринимателя штрафных санкций Управление обязало последнего выплатить около 800 гривен потребителю, который на данную сумму приобрел крупную партию "Лосьона-101".
Кстати
В прошлом году Одесским областным управлением по защите прав потребителей принято 69 решений о запрещении распространения недобросовестной рекламы. Штрафные санкции составили почти 82 тысячи гривен. Примечательно, что для выявления недостоверной, а также оскорбляющей человеческое достоинство рекламной продукции сотрудники управления часто проводят социологические опросы, изучают письма, присланные в адрес ведущих одесских телеканалов и газет, и так далее.