В Азии разгорается ценовая война "авиакомпаний без роскоши" [ Редагувати ]
Всего 29 центов - именно за такую сумму первые счастливцы полетят в среду, 15 сентября, из Сингапура в столицу соседнего Таиланда Бангкок или на популярные таиландские курорты Пхукет и Хатъяй.
Увы, удивительная цена, которую предлагает относящийся к категории "авиакомпаний без роскоши" таиландский воздушный перевозчик "ЭйрЭйша", будет действовать лишь на протяжении одного месяца. Но и потом билеты по указанным маршрутам станут обходиться его клиентам всего в 19,99 сингапурского доллара (примерно 12 долларов).
Акция "ЭйрЭйша" стала ответом на очередной выстрел в разгорающейся в Азии войне "авиакомпаний без роскоши". Совершающая - также в среду - свой первый рейс в Бангкок новая дешевая сингапурская авиалиния "Тайгер эйруэйз" предложила пассажирам билеты стоимостью в один сингапурский доллар (0,59 доллара), пообещав, что эта цена будет действовать на протяжении недели.
"ЭйрЭйша" приручает своими низкими ценами даже самых диких тигров!" - гласит ответное объявление на официальном сайте компании, где предлагается немедленно забронировать одно из 150 тысяч предлагаемых мест.
Концепция "авиакомпаний без роскоши" проста: надо отсечь все "излишества", вроде возможности сдать билеты или обедов на борту (а порой - и откидывающихся кресел и даже заслонок на окнах самолетов), и превратить авиалайнеры, по сути, в летающие городские автобусы. И эта простая идея имеет явный успех: число таких авиалиний растет, как на дрожжах, причем не только в Азии, но и на других континентах.
Так, в мае этого года свой первый рейс совершила новая австралийская авиакомпания "Джетстар" - филиал национального авиаперевозчика "Куонтас". В виде исключения пассажирам самолета, совершавшего полуторачасовой перелет из города Ньюкастл в Мельбурн, которые купили билеты за $35 (одну шестую обычной цены), даже наливали на борту шампанское.
Филиалами крупных, имеющих мировую известность авиалиний, являются и многие другие перевозчики этой категории. "Тайгер эйруэйз" - филиал неоднократно завоевывавшей титул лучшей авиакомпании мира "Сингапур эйрлайнз". А ее более опытный конкурент - дешевая "Валюэйр" - основана бывшим управляющим директором "Сингапур эйрлайнз" Лим Чин Беном.
Самое удивительное заключается в том, что даже при своих феноменально низких ценах "авиакомпании без роскоши" явно чувствуют себя весьма уверенно с финансовой точки зрения. Иначе трудно объяснить проводимые ими программы буквально массовой скупки новых самолетов.
Так, основанная два года назад малайзийская "ЭйрЭйша" уже имеет парк из 16 "Боингов-737" и ежедневно совершает свыше ста внутренних и международных рейсов. Однако до конца года она намерена закупить еще десять новых самолетов.
Несмотря на свою молодость, "авиакомпании без роскоши" сумели существенно потеснить на рынке традиционных перевозчиков. Об этом говорит уже само стремительно растущее число первых. Так, из одного лишь Сингапура их уже летает минимум пять - "Валюэйр", "Тайгер эйруэйз", "Эйрэйша", индонезийская "Лайон эйр" и "Джетстар Эйша" (двоюродная сестра австралийской "Джетстар"). И на острове даже намереваются строить новый аэропорт, специально предназначенный для обслуживания таких авиалиний...
Первая австралийская дешевая авиалиния "Вирджин блю" всего за четыре года, прошедших с момента своего открытия в 2000 году, захватила около 30% внутренних континентальных перевозок. А только что заработавшая "Тайгер эйруэйз" планирует уже к концу текущего года перевезти около 200 тысяч пассажиров.
Колоссальный успех феномена "авиакомпаний без роскоши" в Азии понятен: раскинувшиеся на тысячи километров и состоящие из тысяч островов гигантские архипелаги просто требуют разветвленного и - главное - дешевого авиасообщения. Не случайно в прошлом году число авиапассажиров в Индонезии выросло более чем на 40%, а в этом году ожидается 20%-й прирост.
"Половина наших пассажиров - те, кто летит самолетом в первый раз", - говорит официальный представитель индонезийской "Лайон эйр" Хашим Арсал Алхабфи. По его словам, "раньше они просто не могли себе это позволить".
Мэтью Самуэл, 33 года проработавший в "Сингапур эйрлайнз", считает, что это не приведет к краху традиционных авиалиний.
Ведь не удушили же дешевые пансионаты пятизвездные отели. Далеко не все готовы мириться с неудобным временем рейсов (когда в аэропортах действуют скидки на обслуживание самолетов), отсутствием удобных стыковок при транзите, сокращением числа туалетов на борту (чтобы увеличить число мест) или требованием некоторых дешевых перевозчиков брать с собой в салон весь багаж.
По мнению экспертов, нельзя не задуматься и еще об одном моменте. Рождение и первый период деятельности "авиакомпаний без роскоши" странным образом совпали с кризисом воздушных перевозок после событий 11 сентября 2001 года в США. Многие из авиалиний тогда оказались на грани банкротства из-за страха людей перед воздушным терроризмом. И вот всего через три года руководство новорожденной "Тайгер эйруэйз" надеется, что компания станет прибыльной еще до истечения первого года своей деятельности.
А если вспомнить о тесных связях между традиционными и новыми перевозчиками, то у аналитиков напрашиваются и другие вопросы: не является ли рождение "авиакомпаний без роскоши" попыткой захватить дешевый сегмент рынка, чтобы потом поднять цены и здесь? И сколько же стоит авиабилет на самом деле?
Михаил Цыганов