Вышла в свет первая украинская рок-антология [ Редагувати ]

7 ноября в киевском клубе "Store 205" состоялась презентация уникального издания - украинской рок-антологии "Легенди химерного краю". Это первая попытка систематизации национальной рок-культуры, хотя, казалось бы, эта музыка меньше всего нуждается в "наведении порядка". Впрочем, главная задача автора антологии Александра Евтушенко были иная - напомнить, что украинский рок - это огромный пласт нашей культуры со своими героями, традициями и легендами. Некоторые из них эффектно "подтвердили" свой статус на презентации: один из лучших отечественных рок-гитаристов Серго Чантурия, которого не зря называют украинским Стиви Вэем, почетные блюзмены "Друге дихання", мистический "Вій" в акустическом составе. Кроме того, выступили музыканты, которым еще предстоит обзавестись "легендарностью": очень любопытный проект Izzet, представляющий крымскотатарский рэгги, и "пролетарская" хард-роковая группа "Трутні". "Газета по-киевски" пообщалась с автором рок-антологии "Легенди химерного краю".
- Если не ошибаюсь, это издание прошло парадоксально долгий путь к читателю...
- Не то слово. Рукопись была готова в начале 2001 года. К сожалению, первое издательство, которое должно было реализовать этот проект, обанкротилось. В итоге книга появилась в "Автографе", хотя они меня тоже "мучили" достаточно долго. Такая вот позорная эпопея получилась с первой в мире украинской рок-антологией.
- Первые российские рок-энциклопедии появились еще в конце 80-х годов, с тех пор подобных изданий было достаточно много.
- Не так уж много - три или четыре. Не желтых, а нормальных, грамотно составленных.
- Почему в Украине первая рок-антология появилась так поздно?
- Она появилась вовремя. Мы переживаем большой интерес к рок-музыке - и это не только мои наблюдения. Появляются новые течения, новые имена, причем ситуация изменяется очень динамично. Даже учитывая недостаточно большое количество клубов, где звучит живая музыка. Поэтому моя антология на две трети посвящена развитию рок-музыки как жанра. А начинается все с 1966 года, когда в Киеве появился первый биг-бит - коллектив под названием "Березень".
- В антологии представлены обширные статьи о 42 украинских группах. Насколько я понимаю, тебе пришлось поработать селекционером. Каковы были критерии отбора?
- Реально рок-групп в Украине на порядок больше, чем в антологии, по моим оценкам - около 2000. Но в антологию я выбрал команды знаковые, у которых есть свой индивидуальный почерк, свое содержание, и которые можно назвать носителями украинской ментальности.
- Эта антология отдает ностальгией. Ведь многие из представленных групп уже не существуют или их попросту не слышно.
- Есть коллективы, такие, как "Березень", "Кобза", "Биокорд", роль которых недооценили. Их нельзя не вспомнить. Моя цель - неявное сделать явным. Пришло время расставить все на свои места, и сказать, что у нас есть уникальная музыка, которую нигде не слышно. Все национальные каналы показывают российскую «пургу», вместо того, чтобы заметить национальные явления. Это форма моего личного протеста против деятельности украинских мас-медиа.
- Как ты оцениваешь только что завершившийся фестиваль Эрика "Музыкальный марафон-44"? Насколько приглашенные к участию группы позволяют оценить уровень современной украинской рок-музыки?
- Он ведь и не намеревался собрать только лучшие коллективы. В основе фестиваля - смешная идея привязать музыку к числу 44, которое ничего не значит, кроме адреса клуба. Но состояние украинской "подпольной" рок-музыки оценить можно. Говорю "подпольной", потому что у этих команд нет иной возможности заявить о себе, кроме клубных выступлений. Хотя среди них вполне могут отыскаться наши "Лед Зеппелин".
- Ты считаешь, что у нас еще могут появиться рок-монстры мирового уровня?
- Скажу "по секрету", что они уже появились. Например, абсолютно ураганная группа уровня "Секс Пистолз", которая называется "Абздольц". Или "ТОЛ" - хард мирового уровня. Еще могу назвать группы "Димна суміш", "Гуцул Каліпсо", "Оркестр Янки Козир" - это уже другое измерение музыки. Если им предоставить немного эфира - они завтра будут звездами.
- Много ли групп, которые остались за бортом антологии, вызывая у тебя угрызения совести?
- Обидно за группы "Вася клаб", "Борщ", "Нумер 482". Они не попали сюда, но попадут в следующую книгу, которая появится в декабре: "Уся популярна музика нині: хроніка початку тисячоліття". В ней будут представлены все жанры - от эстрады до джаза и электронной альтернативы, и даже авторская песня. Издание будет более масштабным по спектру. Это будет действительно энциклопедия.
- В музыкальной моде сегодня синтетические направления, большинство новых групп пытаются смешать воедино множество десятков стилей. Есть ли перспективы у чистых жанров или же их время прошло?
- Сегодня один из самых популярных в мире жанров - world music, а это как раз сплав всего на свете: этнических мотивов разных народов, последних технических достижений современной электронной сцены. Плюс - живой рок-н-ролл, тот драйв, который невозможно заменить пластмассой. Этот синтетический жанр доминирует над попсой, роком и ди-джейской культурой. Наши молодые музыканты это чувствуют.
- Рок-музыка начиналась как мировоззрение, образ жизни. Сегодня отношение к ней почти потребительское. Поменялась функция рок-музыки в обществе? Протест оказался не нужен?
- Рок-музыка - это всегда протест и борьба со стереотипами, это всегда маленький мальчишка в коротких штанишках, который не желает вырастать, потому что взрослый мир - фальшивый. Посмотрите на сегодняшнего Роберта Планта - он все такой же, он не воспринимает мир современной попсы. Мы беседовали с ним об этом, и Плант сказал, что сегодня рок-музыка пошла в глубину, она хочет отойти от стадионов и обратиться к библейским текстам, каким-то древним культам. Он сам в последнее время очень плотно занимается африканской культурой, его интересует "язык барабанов", с помощью которого люди общались на больших расстояниях.
- Напоследок вопрос теоретический: насколько рок-культура сегодня востребована в Украине?
- Я видел, как в маленьком городке Дубно (Ривненская область) на рок-фестивале "Тарас Бульба" собралось тысяч десять молодых людей изо всех городов Украины. И это при том, что в Дубно нет достаточно развитой инфраструктуры, город не мог принять столько гостей. Но люди хотят слушать честную, открытую, эмоциональную, талантливую музыку. И единственное препятствие, о котором я уже говорил, - это информационный вакуум. Об этом просто не хотят говорить.
Михаил Брыных, "Газета по-киевски"