Линия раскола [ Редагувати ]

13 апреля в Киеве не состоялось чрезвычайное собрание Украинской ассоциации предприятий черной металлургии. Это событие, которому в любое другое время было бы уделено не самое большое внимание, стало одной из топ-новостей недели. Внимание к собранию было подогрето открытым недовольством крупнейших промышленных предприятий Украины беспрецедентным повышением тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и бурными высказываниями премьер-министра Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна накануне заявила о том, что 13 апреля в столице состоится "съезд олигархов", на котором будет сделана попытка организовать саботаж в стране. В итоге 12 апреля Ассоциация предприятий черной металлургии распространила официальное сообщение о том, что собрание перенесено на неопределенное время. Основной причиной такого решения была названа "задекларированая правительством готовность к конструктивному диалогу с предприятиями черной металлургии по вопросам, которые их волнуют, и нерешенность которых стала одной из причин объявления внеочередного собрания". Кроме того, было заявлено о совпадении во времени планируемого съезда с выездным заседанием Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства во главе с его председателем и одновременно главой Государственной администрации Днепропетровской области Юрием Ехануровым, на котором рассматривалась ситуация с приватизацией предприятий "Укррудпрома".
Впрочем, реальные причины, по которым 13 апреля ничто не смогло отвлечь внимания от заседания в Кривом Роге, остались за кадром. Эксперты указывают, что собрание в Киеве было просто бойкотировано украинскими магнатами Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком, которые сейчас откровенно заигрывают с властью в надежде на уступки. Главное для них сейчас сохранить любой ценой status quo в ситуации с приватизацией "Укррудпрома" и "Криворожстали". Напомним, что в результате продажи "Укррудпрома" в июле-августе 2004 года компания Ахметова System Capital Management стала владельцем 5 из 9 реализованных государством пакетов акций - Северного и Центрального горно-обогатительных комбинатов, Новотроицкого рудоуправления, Докучаевского флюсо-доломитного комбината и "Кривбассвзрывпрома". Чуть ранее Ахметов с Пинчуком приобрели на двоих комбинат "Криворожсталь", приватизация которого сейчас оспаривается в судах.
Естественно, для того, чтобы добиться положительного (или не слишком отрицательного) для себя исхода событий, Ахметову и Пинчуку нежелательно выступать в роли "саботажников", которые высказывают несогласие с политикой правительства.
В числе союзников Ахметова и Пинчука по бойкоту съезда оказалась и группа "Приват" в лице контролируемой ею Украинской ассоциации производителей ферросплавов. Эта организация, которая объединяет Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов, а также Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, накануне съезда сделала официальное заявление, из которого стало очевидно, что ссориться с властями бизнес-группа Игоря Коломойского не желает. Так, ферросплавщики заявили, что не имеют никакого отношения к созыву собрания в Киеве 13 апреля, а любые заявления о том, что они собираются участвовать в "съезде олигархов", является ни чем иным, как целенаправленной попыткой нанести вред их деловой репутации. У "Привата" желание не ссориться с властью также вполне просто объясняется - днепропетровской группе давно хочется отобрать у Пинчука Никопольский завод ферросплавов. "Приват" искренне надеется на его скорейшую реприватизацию и то, что в этом процессе государство не оставит его в стороне. А для этого крайне необязательно записывать себя в число "саботажников".
Между тем, пока упомянутые олигархи заигрывают с властями, всплывают новые факты коррупции и нецелевого использования средств в Министерстве транспорта и связи и "Укрзализныце". Речь идет о выделении в 2004 году железными дорогами Украины "благотворительной" помощи на весьма сомнительные цели на общую сумму около 1 млрд. гривен. Эти деньги, полученные железнодорожниками в основном за счет грузоперевозок, были направлены совсем не на обновление подвижного состава и другие актуальные цели. Теперь же государство пытается за счет промышленников залатать дыру, проделанную чиновниками-коррупционерами высшего ранга. А кто может дать гарантию, что в итоге не образуется новая, еще большая дыра?
Не следует забывать, что "Укрзализниця" на сегодня является единственным прибыльным предприятием по сравнению с аналогичными структурами в странах Европейского Союза, на стандарты которых Украина ориентируется. Экономическая идеология для западных компаний заключается в том, что железнодорожный транспорт должен работать в интересах национального товаропроизводителя и интересах государства. Почему же тогда украинское правительство снижает тарифы на экспортные перевозки стратегического для украинских металлургов сырья - металлолома, при этом повышая стоимость перевозок железорудного сырья в пределах Украины?
Для нынешнего премьер-министра Украины отечественные товаропроизводители - это не основа национального благосостояния (только одни предприятия ГМК обеспечивают 40% валютных поступлений в бюджет Украины), а злобные олигархи, от которого одни беды. Между тем даже первый вице-премьер Украины Анатолий Кинах не выдержал и призвал Юлию Владимировну уйти от эмоционально-политических подходов во взаимоотношениях между властью и бизнесом.
"Меня очень беспокоит волна, начавшаяся в Украине на основе некоторых высказываний, например, что...металлургические олигархи организуют какой-то сговор против власти. Это абсолютно не соответствует действительности", - сказал Кинах, добавив, что он выступает за диалог между властью и бизнесом на равноправных условиях.
Впрочем, судя по всему, это вряд ли возможно, поскольку Украина входит в очередную эпоху политических рисков - приближаются парламентские выборы 2006 года. А это означает, что социальный популизм (борьба с "олигархами-кровопийцами"), а фактически - финансирование предвыборной кампании Юлии Тимошенко из государственного бюджета будет только набирать обороты.