Вопрос национальной безопасности [ Редагувати ]

Пока продолжаются судебные перипетии вокруг "Криворожстали" и Никопольского завода ферросплавов, на сцене в ближайшее время может появиться еще один ключевой участник реприватизационного процесса - холдинг "Укррудпром".
Украинские власти не теряют решимости добиться возвращения государству контроля над горнорудной отраслью, от которой напрямую зависит стабильность работы металлургического комплекса Украины, обеспечивающего почти половину всех валютных поступлений страны.
"Правительство настроено возобновить справедливость", - говорит первый вице-премьер Анатолий Кинах, имея в виду "Укррудпром" и его приватизацию, прошедшую в прошлом году, которая больше напоминала тотальную распродажу стратегических активов по мизерным ценам. В то же время Кинах подчеркнул, что процесс будет идти в строгом соответствии с законодательством, и решающее слово будет только за судебными инстанциями.
Первой из этих инстанций наверняка будет Конституционный суд. 5 апреля 62 депутата Верховной Рады подали в суд конституционное представление с просьбой признать не соответствующим Основному Закону страны закон "Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании "Укррудпром", принятый в прошлом году. Именно по этому закону в июле-августе 2004 года была приватизирована фактически вся горнорудная отрасль Украины, от чего государственный бюджет получил "рекордную" сумму - 1,445 миллиарда гривен (около 272 миллионов долларов). При этом, если не учитывать Криворожский железорудный комбинат, за который государство по странному стечению обстоятельств получило в 3 раза больше ожидаемого - 690 миллионов гривен, то общая сумма, за которую были проданы государственные доли в 8 предприятиях отрасли (в том числе 5 - контрольные), равняется 140 миллионов долларов. Для сравнения - только чистая прибыль двух проданных в прошлом году ГОКов - Северного и Центрального, составила за прошедший год более 160 миллионов долларов. Между тем от продажи контрольных пакетов акций этих предприятий, отданных в руки донецкого бизнесмена Рината Ахметова, Фонд государственного имущества выручил ни много, ни мало 60 миллионов долларов.
Причина такой очевидной разницы - уже упомянутый закон об особенностях приватизации предприятий "Укррудпрома", который полностью ликвидировал все зачатки конкуренции при продаже государственных горнорудных активов. В соответствии с этим законом, первоочередным правом на покупку акций предприятия "Укррудпрома" обладала компания, владевшая не менее 25% этого предприятия (так называемый "инвестор"). Если же у предприятия не было инвестора (то есть либо 100% принадлежало государству, либо частным акционерам принадлежало менее 25% акций), тогда пакет акций продавался на специальном конкурсе с участием "инвесторов" других предприятий "Укррудпрома".
Такую схему в прошлом году высокопоставленные чиновники назвали залогом сохранения стратегической отрасли под контролем национальных инвесторов ("реальных" собственников, "твердых" хозяйственников и так далее). Однако, по сути, эта схема привела к тому, что государственный бюджет Украины недосчитался многих сотен миллионов долларов, а "национальные инвесторы" в декабре 2004 года едва не поставили на колени металлургическую промышленность, согласованно прекратив поставки сырья меткомбинатам для того, чтобы добиться очередного повышения цен.
Если Конституционный суд признает закон о приватизации "Укррудпрома" не соответствующим Конституции, процесс возвращения государству контроля над украинскими ГОКами войдет в активную фазу. В этом случае судебное решение, имеющее силу закона и не подлежащее отмене, станет бесспорным основанием для подачи исков Генеральной прокуратурой в хозяйственные суды. Разумеется, добровольно никто государству ничего возвращать не будет, и нынешние частные владельцы бывших "укррудпромовских" предприятий уже начали активную подготовку своих оборонительных редутов на случай наступления. Одним из основных видов вооружений, которые будут применяться против государства, похоже, становится практика проведения дополнительных эмиссий акций.
Этот метод размывания собственности известен давно, а из предприятий "Укррудпрома" его уже испробовали на Ингулецком горно-обогатительном комбинате и "Сухой балке". Теперь же наступила очередь еще трех комбинатов - уже упомянутых Центрального и Северного ГОКов, а также Южного горно-обогатительного комбината. ЦГОК и СевГОК уже начали старт специальной операции под кодовым названием "круговорот денег в природе". Так, на собрании акционеров ЦГОКа и СевГОКа 18 апреля было принято решение выплатить дивиденды в сумме 287 и 519 миллионов гривен соответственно. Деньги идут на счета компании Рината Ахметова "Систем Кэпитал Менеждмент", владеющей более 90% акций каждого из предприятий, откуда они частично возвращаются обратно в виде взносов на увеличение уставных фондов комбинатов. Так, ЦГОК собирается увеличить свой капитал на 140 миллионов гривен до 277,8 миллиона гривен, СевГОК - на 306 до 548,9 миллиона гривен.
Южный ГОК, который контролируется группой Приватбанка, планирует дать старт дополнительному выпуску акций на 1 миллиард гривен во вторник, 26 апреля.
Если эти допэмиссии будут проведены, государству будет очень трудно вернуть свои пакеты акций обратно в случае положительных решений судов, поскольку, во-первых, у акций наверняка к тому времени будут другие владельцы, а во-вторых, уставные фонды предприятий будут увеличены. В таком случае вопрос, что именно возвращать обратно государству и кто должен это сделать, может ставиться в судах бесконечно. Ведь хоть количество акций в государственном пакете после допэмиссии останется неизменной, однако его доля в уставном фонде снизится во много раз, а возврату, в случае положительного решения, по идее, должно подлежать именно определенное количество ценных бумаг, проданное Фондом госимущества.
Очевидно, в интересах государства не допустить такого развития событий, поэтому допэмиссии нужно срочно заблокировать. Для этого может быть достаточно способов, которые предусмотрены украинским законодательством, например - обращение действующих миноритарных акционеров комбинатов в суды.