Особый суд для Никопольского ферросплавного [ Редагувати ]

"Не показывайте мне кодекс, лучше покажите судью", - говорил адвокат Рой Кон. Этот прозрачный намек на предвзятость судей, похоже, очень актуален в деле НЗФ.
Теперь судьба завода решается в Киевском апелляционном хозяйственном суде. Судебные заседания проводятся в максимально сокращенные сроки. По словам адвоката юридической компании "Резников, Власенко и партнеры" Сергея Власенко, ускорение процесса может быть связано с тем, что на 28 июня группой "Приват" назначено последнее акционерное собрание ОАО "Никопольский завод ферросплавов". Если суд не вынесет нужное "Привату" решение сейчас, то потом провести реприватизацию завода в пользу этой бизнес-группы будет проблематично.
Как известно, группа "Приват" сделала уже четыре попытки провести собрание акционеров НЗФ: 5 мая, 7, 14 и 21 июля. Все собрания не смогли открыться по причине отсутствия кворума - на них дисциплинировано являлись лишь держатели 26% акций, контролируемых "Приватом". Однако финансово-промышленная группа не оставляла надежд и перед каждым собранием обращалась к Фонду госимущества, чтобы тот признал продажу государственных акций НЗФ в 2003 году консорциуму "Приднепровье" - конкуренту "Привата" и владельцу контрольного пакета Никопольского завода ферросплавов - незаконной. То есть, по мнению некоторых экспертов, есть основания полагать, что "Приват" склонял чиновников Фонда госимущества к совершению должностного преступления - голосованию по пакету акций, который государству уже два года как не принадлежит. Фонд, впрочем, от такой явно незаконной спецоперации всякий раз отказывался.
"Приватные" действия уже получили оценку Госкомиссии по ценным бумагам, которая 14 июля заявила о своем намерении привлечь организаторов незаконных собраний ОАО "Никопольский завод ферросплавов" к ответственности. На практике это может означать, что заявленное на 28 июля собрание акционеров станет последним "приватным" съездом в деле НЗФ. Организовывать очередные собрания "Приват" уже не сможет. Значит, в будущем реприватизации завода может оказаться под угрозой - необходимо провести ее прямо сейчас. Для этого необходимо, чтобы Киевский апелляционный хозяйственный суд поторопился и принял нужное решение до 28 числа.
При внимательном рассмотрении рычаги влияния на суд, которые может использовать "Приват" кажутся вполне эффективными. Среди них в первую очередь заслуживает упоминания премьер-министр Украины. Юлия Владимировна Тимошенко неоднократно говорила о том, что Никопольский завод в очереди на реприватизацию стоит на втором месте после "Криворожстали". Неадекватность таких заявлений объективным экономическим реалиям становится очевидной, если сопоставить два факта. Тимошенко заявляет, что основным критерием реприватизации является цена приватизации того или иного объекта, т.е. чем дешевле продали, тем больше вопросов к этому объекту должно быть государства. Мощность НЗФ примерно равна объединенным мощностям Стахановского и Запорожского ферросплавных заводов, однако за НЗФ "Приднепровьем" было заплачено примерно в 8 раз больше, чем за СЗФ и ЗЗФ вместе взятые. Очевидно, что если предъявлять репреватизационные претензии, то, прежде всего, к владельцам ЗЗФ и СЗФ, т.е. "Привату".
Может ли помочь в "народоугодном" деле реприватизации НЗФ украинский суд - вопрос более чем риторический. Министр юстиции Роман Зварыч в недавно опубликованном письме Президенту и премьер-министру Украины советует "прекратить любые высказывания в средствах массовой информации относительно дела о законности приватизации ОАО "Криворожсталь" и "сделать невозможным любое вмешательство, в том числе и письменные указания, со стороны должностных лиц всех уровней в рассмотрении дела судами Украины". То есть фактически признает, что данные действия имеют место.
Понятно, что поддержка "Привата" в структурах государственной власти не является абсолютной. В противном случае Никопольский завод ферросплавов (и не только он) давно бы уже перешел в собственность этой финансово-промышленной группы. "Процессы, инициированные относительно Никопольского ферросплавного завода частными структурами при поддержке правительства, - это несерьезно, - говорит директор Международного института приватизации Александр Рябченко. - Правительство не должно принимать участия в таких процессах, эдаких "черных" судебных исках".
Подобная точка зрения получает все большее одобрение в высших эшелонах власти. Так, 19 июля на встрече с Виктором Ющенко российский бизнесмен Александр Абрамов, желающий приобрести НЗФ у нынешнего собственника, получил от Президента подтверждение, что все спорные вопросы на заводе будут решаться исключительно в судебном порядке или посредством заключения мировых соглашений. При этом Президент подчеркнул, что "политика не должна вмешиваться в вопросы приватизации".
Понятно, что в настоящее время ключевые государственные вопросы решает не только Президент. Советник Президента Борис Немцов, к примеру, считает, что политику в стране контролирует премьер-министр. Что, по мнению советника, ведет Украину к кризису: "... остановился экономический рост. Вот, результаты за июнь катастрофические. Там результат - 1% роста, хотя в прошлом году был 12%... Кризис происходит из-за политики, которую проводит госпожа Тимошенко. И, кстати, не слушая абсолютно Президента, избранного украинским народом".
Вмешается ли, вопреки воле Президента, такая политика в дело Никопольского завода ферросплавов, покажут последующие заседания Киевского апелляционного хозяйственного суда. Пока все идет к ускоренному вынесению весьма сомнительного с точки зрения законности решения. Оказывается ли давление на суд - проверить будет очень легко. Лакмусовой бумажкой станет дата вынесения решения. Если до 28 июля, то вопрос о том, чьи интересы защищает суд, снимается.