"Нафтогаз": Настоящее и будущее банкрота [ Редагувати ]

Жаркое лето еще не повод не думать о наступающей холодной зиме. А зимой нужен газ, много газа. Надежное и бесперебойное обеспечение страны энергоресурсами - вот главнейшая задача НАК "Нафтогаз Украины". Однако способность этой компании задачу выполнить вызывает все больше сомнений.
Непризнанный банкрот
Банкрот. Все чаще можно услышать и прочитать как этот эпитет употребляется в тех же словесных конструкциях, что и название отечественного государственного монополиста "Нафтогаз Украины". С другой стороны, высшее руководство страны раз за разом твердит, что с компанией все в порядке. Но, как говорят, нет дыма без огня. Тем более, что в этот огонь старательно подливают масла то наши политики из оппозиции, то зарубежные "доброжелатели" из "Газпрома". Ради справедливости стоит отметить, что и внутри компании пессимистов достаточно: один мой знакомый из менеджеров среднего звена НАКа поведал, что такой разрухи не было даже при одиозном Юрии Бойко.
Финансовые проблемы "Нафтогаза" имеют три тесно связанные между собой составляющие - радикальное снижение доходов, расчеты с "РосУкрЭнерго" (РУЭ) и выплаты по привлеченным кредитам. Именно сочетание этих факторов, противоядия которым пока что не найдено, позволяет констатировать плачевное состояние НАКа и называть его банкротом даже без официального подтверждения этого унизительного статуса.
Снижение выручки "Нафтогаза" произошло стремительно, компания буквально за полгода утратила экономическую базу своего существования. Повышение цены газа с января 2006 года с 50 до 95 долларов за тысячу кубометров и неадекватный ему рост ставки за транзит (с 1,09 до 1,6 доллара за перекачку тысячи кубов российского газа в Европу по ста километрам украинской территории) лишили "Нафтогаз" самой большой статьи доходов. К тому же январскими соглашениями Украине фактически был запрещен реэкспорт газа на Запад. Когда же было создано совместное с РУЭ предприятие "Укргаз-Энерго" у госкомпании забрали последнее - право продавать топливо предприятиям. Реализация собственного газа населению и бюджетным организациям до сих пор было делом неприбыльным. Даже после повышения цены топлива до экономически обоснованного уровня существовать НАК на эти деньги не сможет.
До сих пор нет ясности в схемах расчетов "Нафтогаза" с "РосУкрЭнерго" (читай - с "Газпромом"). Этому способствует как непрозрачность структуры РУЭ, так и отсутствие системы контроля за финансовыми действиями НАКа со стороны правительства. Как следствие, откуда ни возьмись у "Нафтогаза" перед РУЭ появляются долги на сотни миллионов долларов (400 или 600 - не суть важно), которые посредник требует срочно погасить. А мы-то, наивные, думали, что в 2006 году "Нафтогаз" исправно платил за газ с первых месяцев. Так ведь нет, платил он кое-как, но как конкретно - сказать не может никто, поскольку НАК соответствующие документы никому не показывал и показывать, очевидно, не собирается. Тем временем, по словам зампреда правления "Газпрома" Александра Рязанова, долг "Нафтогаза" только за потребленный в холодный период сверх контракта природный газ составляет 370 миллионов долларов. В такой ситуации говорить о предстоящем повышении цены на газ с 1 июля вообще не хочется.
Ну а кредиты НАКа - это вообще печальная история. Всего за период нахождения у руля "Нафтогаза" Алексея Ивченко у иностранных кредиторов было одолжено уже более миллиарда долларов. Еще в начале года эксперты обращали внимание на опасность такой политики. А в июне зампред правления НАКа Евстахия Лехитская сообщила, что компания планирует и дальше привлекать кредиты для того, "чтобы все-таки рассчитаться за газ из России". Позвольте, это как минимум еще 400 миллионов долларов! А ведь есть также непреодолимое желание взять кредит на так называемые "корпоративные нужды" - еще 500 миллионов. Итого - еще почти миллиард (!) долга. Как расплачиваться? "Где деньги, Зин"?
Пока что кредиторы "Нафтогаза" ведут себя спокойно. Но что будет, если в один прекрасный день больше никто денег НАКу не даст, ибо уж очень это рискованно? Пока что "Нафтогаз" находит какие-то резервы для выплаты процентов. Но что будет, если в один прекрасный день произойдет задержка платежей или другое невыполнение НАКом своих обязательств? Что будет, если кредиторы дружно предъявят свои претензии? Правильно - дефолт, банкротство. И что потребуют кредиторы в ходе переговоров о возмещении или реструктуризации долга - уже не от "Нафтогаза", а от государства Украина, владеющего 100% акций НАКа и передавшего этой компании в управление всю государственную газовую инфраструктуру? Правильно - части газотранспортной системы, украинские подземные хранилища, полный контроль над внутренним рынком газа.
Осознанная необходимость
Но пока что этого не случилось. Соответственно, есть время обдумать и предпринять превентивные меры. Вместо этого весь отечественный политикум занят большим политическим торгом под названием коалициниада. Кто-то все еще сомневается, кто-то уже готов на все, остальные прикидываются дальтониками и называю черное белым, а голубое - оранжевым. Можно не сомневаться, что вокруг всего топливно-энергетического комплекса в целом и "Нафтогаза" в частности между участниками торгов идут затяжные позиционные бои. Ведь контроль над нефтегазовой сферой очень легко конвертируется в заветные миллионы. А за такой "пункт обмена" грех не побороться. Что с успехом и делают "Наша Украина", Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов.
Для каждой из этих сил свой человек у руля "Нафтогаза" - осознанная необходимость. А если к тому же получиться "подобрать" под себя Министерство топлива и энергетики, то тогда с уверенностью можно утверждать, что жизнь удалась. Стоит помнить также, что энергетическая политика страны довольно тесна с ее внешнеполитическим курсом, кардинальное изменение которого для Украины никогда не было большой проблемой. Проблемой были последствия этого шага.
Итак, что же ждет "Нафтогаз", если "Наша Украина" пойдет на союз с бывшим врагом и создаст коалицию с Партией регионов? Во-первых, "оранжевые" попытаются во что бы то ни стало усадить в кресло председателя правления НАКа своего человека. Маловероятно, но не исключено, что им вновь станет Алексей Ивченко. Возвращение в "Нафтогаз" известного любителя "мерседесов" последней модели продемонстрировало бы, что президент уверен в правильности его былых решений и что нефтегазовая отрасль в своем "развитии" идет верным путем, то есть Виктор Ющенко в который раз попытается сохранить отрешенную мину при отвратительной игре. При таком раскладе "регионалам" отходит Минтопэнерго. Его глава будет, во-первых, в меру сил и возможностей помогать донецкому энергоемкому бизнесу (льготные тарифы, отсрочки платежей и т.п.) и, во-вторых, всячески мешать жить главе "Нафтогаза" с целью его окончательного превращения в козла отпущения и смещения ближайшей осенью, когда Украину ждет серьезный экономический кризис. Во внешнеэкономической деятельности вряд ли стоит ожидать активных попыток диверсификации путей поставок энергоресурсов. Вероятнее, под давлением ПР, будет интенсифицирован диалог с Кремлем на предмет дальнейшего неповышения цен на газ. При этом от вопроса частичной передачи россиянам контроля над украинской ГТС деваться будет некуда, а "Нафтогаз" со временем превратится в филиал "Газпрома". А что вы хотели - за стабильность приходится дорого платить.
С другой стороны, перспективы НАКа при "оранжевой" коалиции НУ, БЮТ и СПУ тоже далеки от безоблачных. Ясно как божий день, что борьба за пост главы "Нафтогаза" развернется между "нашеукраинцами" и бютовцами. Мотивация первых остается такой же, как и при альянсе с Партией регионов. Побуждения Тимошенко тоже известны: любыми правдами и неправдами убрать "РосУкрЭнерго" и "Укргаз-Энерго" с украинского газового рынка. Кроме того, если получится, вернуть на их место "Итеру" (чем черт не шутит?!). Без своего человека во главе "Нафтогаза" об обеих задачах можно забыть. При оптимальном раскладе БЮТ может заполучить под свой контроль также Минтопэнерго - и тогда держитесь все! Вкупе с авторитарным стилем управления Тимошенко-премьера это обещает настоящую газовую бурю. Действия "Газпрома" в такой ситуации предсказать несложно: резкое повышение цен на газ, жесткие требования по возвращению долгов, попытки перекрыть Украине доступ к среднеазиатскому газу. Украина, в свою очередь, будет искать обходные пути для заключения с Туркменистаном и Узбекистаном прямых контрактов на поставку газа, даже по повышенным ценам (до 125 долларов за тысячу "кубов"). Кроме того, можно ожидать активизации украинских контактов с одним из самых перспективных поставщиков голубого топлива в мире - с Ираном. Однако все это вряд ли убережет "Нафтогаз" от глубочайшего кризиса и сильнейших потрясений.
Как видим, в любом случае "Нафтогаз" ждет нелегкое время. Причем ни одна из претендующих на контроль над НАКом политических сил не имеет полноценной стратегии развития компании и предотвращения ее весьма вероятного коллапса. А лето такое короткое, а зима такая холодная...