Владимир Семиноженко: "Досрочные парламентские выборы не решат политического кризиса" [ Редагувати ]

"Они наконец договорились!" Новость о том, что лидеры государства определили дату досрочных парламентских выборов и согласовали условия их проведения, успела очень вовремя. Буквально накануне исторического "заявления трех" силовой вариант развития событий уже не казался политической параноей. Являются ли договоренности Ющенко-Януковича-Мороза окончательным разрешением кризиса или у нынешнего консенсуса, как всегда, много подводных камней? На эту тему мы беседуем с главой "Украинского форума" Владимиром Семиноженко.
Хотя, как известно, худой мир лучше доброй ссоры, нужен ли Украине столь неоднозначный компромисс?
Безусловно, да. В тактическом плане это был лучший вариант из всех возможных. А вот уже стратегическая целесообразность действительно вызывает много вопросов. Я бы сказал, что договоренности потушили разгоревшийся пожар отрытого противостояния. Однако кризис политической системы досрочные выборы не преодолеют, а только на время законсервируют.
Почему?
Прежде всего потому, что в договоре нет ни одного пункта, который касался бы именно системных предпосылок нынешнего конфликта. Это значит, что их неизбежно "унаследует" и новая власть. Во-первых, участниками переговоров не достигнут компромисс по завершению конституционной реформы - пройдут выборы, и те же персоны начнут делить те же самые несбалансированные полномочия. Например, уже сейчас ясно, что Ющенко по-прежнему хочет возвращения к президентской республике или, по крайней мере, значительного увеличения своих полномочий. Очевидно, что мощные парламентские партии на это никогда не пойдут. Вот основания для нового клинча! Во-вторых, договоренности не предусматривают изменения системы выборов. Следовательно, ни "обновления", ни "очищения" власти, на что все это время ссылалась оппозиция, они не смогут принести в принципе. По закрытым партийным спискам в парламент вновь пройдут непрофессиональные кадры, в партиях сохранится жесткий диктат руководства, в том числе - теневого. Такой же призрачной, если не сказать - никакой, будет связь между парламентариями и их электоратом. Между тем, пересмотр избирательного формата - не такая уж сложная задача, например, уже эти выборы можно было бы провести по открытым спискам, а в перспективе перейти к выборам в нескольких многомандатных округах с региональными списками. Еще один тревожный момент: президент считает, что для проведения досрочных выборов не требуется заключение Конституционного суда. О чем это говорит? Конституционный суд будет и дальше оставаться "вне игры", а его функции продолжат попеременно перебирать на себя другие субъекты власти? Ведь до чего уже дошло? Управление госохраны контролирует, кто из конституционных судей имеет право быть допущенным к работе, подменяя собой, по сути, и Конституционный суд, и всю судебную систему. Которая, кстати, и так поставлена на грань полного разрушения.
По вашему мнению, всё это было реально оговорить и согласовать в рамках рабочей группы?
Еще задолго до того, как ситуация окончательно зашла в тупик, "Украинский форум" озвучил план-минимум и план-максимум по выходу из кризиса. Минимум касался правовых основ проведения досрочных выборов, а расширенный вариант - институциональных основ как таковых. Конституционная реформа, система выборов, восстановление в своих правах судебной власти - без исчерпывающего согласия по этим приоритетным вопросам и его законодательного закрепления система власти окажется "подвешенной" на личной воле трех политиков. А насколько прочны подобные персональные договоренности, не подкрепленные правовым каркасом, мы уже не раз видели.
И все-таки - договоренности действительно снизят градус напряженности в политикуме и обществе?
Хотелось бы верить! В этом смысле хорошо уже одно то, что стороны решили "обнулить" ошибки и явные глупости последних двух месяцев. Однако этого явно не достаточно, ведь партии тут же перешли в режим предвыборной борьбы, а СМИ запустили традиционный для избирательной поры механизм "промывки мозгов". Что мы слышим сегодня с телеэкранов? Рассказы о том, как Василий Цушко пытался захватить генеральную прокуратуру, а его остановил Гелетей. Подобный пиар, основанный на сомнительных с точки зрения закона действиях, по меньшей мере странен.
Кстати, как вы относитесь к скандальному снятию и восстановлению Пискуна?
Тут не может быть субъективного мнения, поскольку никто не отменял соответствующих положений Конституции и закона. Первое, новый генеральный прокурор не может приступать к исполнению обязанностей без опубликования указа об отстранении от должности его предшественника. Далее, генерального прокурора нельзя снять без рассмотрения его отставки Верховной радой. И, наконец, исполняющим обязанности временно должен был стать первый заместитель Святослава Пискуна. Какой бы генеральный прокурор получился из Виктора Шемчука, который, прекрасно отдавая себе отчет в правовой сомнительности всей ситуации с отставкой Пискуна, все равно шел на замещение должности? Причем при помощи того же УГО, на фоне непонятных силовых действий в Генпрокуратуре. Итого только по Генеральному прокурору имеем три грубейших нарушения.
А насколько легитимно проведение досрочных выборов со ссылкой на 82 статью Конституции? Ведь у нас не предусмотрен самороспуск парламента?
Добровольная сдача мандатов 151 депутатом - это огромный риск для парламентаризма в целом. Предположим, что они сложили свои полномочия и парламента в Украине де факто нет. Затем проводятся выборы, и часть политических сил - в свете грядущей коалициады - снова не устраивают их результаты. Депутаты от этих партий могут просто отказаться принять присягу - и тогда у нас не будет никакой Верховной рады! Ни старой, ни новой! Не будет и полноценного правительства, ведь оно останется в статусе и.о. Между тем демократическая страна, лишенная представительского органа власти, не может считаться ни демократической, ни, по сути, страной. Возможно, некоторым политикам видится в этом легитимный путь к прямому президентскому правлению. Хотя на самом деле это путь в никуда. Правда же заключается в следующем: парламент, сформированный менее чем на две трети своего конституционного состава, приостанавливает свою деятельность в полном объеме. Но он все равно остается органом и ветвью власти, полномочным принимать решения, не требующие конституционного большинства вплоть до избрания парламента новой каденции. Поэтому я бы настоятельно рекомендовал оппозиции аккуратно и осторожно отнестись к процедуре добровольного отказа от мандата.
Есть ли еще в тексте договоренностей поводы для беспокойства?
Их точное количество можно будет оценить с началом полноценной пленарной работы Верховной рады сегодня. Однако самое слабое звено договоренностей - одностороннее признание неправоты и неправедности: парламент должен признать факты выхода за пределы правового поля, а президент - нет. То есть стороны договорились о том, что игнорировать закон в Украине в принципе можно, но не всем. Конечно, это дает зеленый свет новым, возможно куда более опасным, конфликтам и кризисам.
И в завершение - каким вы видите состав будущего парламента? Другими словами, ожидают ли нас избирательные сюрпризы?
Мне кажется, вряд ли. Хотя в нынешней ситуации, когда люди разочаровались в парламентских партиях, шанс имеет любая новая политическая сила. Например, в Верховную Раду может пройти ПСПУ. С другой стороны, обратную реакцию будет иметь и общий политический радикализм последнего времени. Очевидным образом он стимулирует запрос на "третью силу", причем в новом для нашей партийной системы формате. Если раньше в центристские блоки механически объединялись провластные партии, то теперь "третьей силе" потребуется очень четкая центристская или лево-центристкая идеология - безидейная "сумма" партий в жестко поляризированном партийном пространстве просто не выживет. Ресурсы для возникновения такой политической силы есть, а вот времени не достаточно. Центристы, впрочем, могут войти в блок на основе Партии регионов, которая уже имела возможность убедиться, что ей не по пути с радикалами. В целом же, выборы пройдут в рамках прошлогоднего тренда - посторанжевые силы в составе "Нашей Украины", "Народной самообороны", "правицы" и БЮТ против Партии регионов. Более мелкие партии будут вынуждены примкнуть к одному из двух полюсов.