Политологи: После третьего указа выборы стали ближе, хотя коалиция еще сопротивляется [ Редагувати ]
Как известно, 5 июня президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о проведении внеочередных выборов в Верховную раду 30 сентября 2007 года. В связи с этим "Центр исследований политических ценностей" обратился к политическим экспертам с вопросом: "Признает ли коалиция третий указ Президента?"
Владимир Фесенко (председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента"):
"И да, и нет. Судя по осторожной реакции Мороза, они будут оспаривать отдельные положения этого указа, в первую очередь саму мотивацию прекращения полномочий Верховной рады Украины на основании досрочного сложения полномочий депутатами от оппозиции. Именно это юридическое обстоятельство они и будут оспаривать в разных инстанциях: через Конституционный суд, ЦИК. Это будет уже привычная судебная война в разных инстанциях нашей судебной системы. Театр абсурда политического противостояния продолжается. Думаю, что этот указ означает новый шаг на пути к досрочным парламентским выборам 30 сентября".
Олесь Доний (председатель Центра исследований политических ценностей):
"Если можно по одному поводу выдавать два указа, то можно выдавать и три, четыре, пять указов. В коалиции заметны две условные партии. Одна - "партия мира", которую, как ни странно, возглавляет Виктор Янукович. "Партия мира" готова к перевыборам в середине осени и надеется получить надлежащий результат, как электоральный, так и в дальнейшем властный. Условная "партии войны", во главе с Александром Морозом, еще не отбросила идею, что перевыборы можно либо похоронить вообще, либо хотя бы максимально оттянуть. Так как Мороз политик очень опытный, то и саботаж выборов с его стороны может быть утонченным.
Следовательно, борьба за перевыборы еще продолжается, но объективно силы тех, кто с этой идеей уже смирился, преобладают над силами тех, кто этой идее еще противостоит".
Вадим Карасев (директор Института глобальных стратегий):
"Коалиция третий указ президента не признает, потому что он должен был бы быть подписан только 30 июля. На это и рассчитывала коалиция, что на период до 30 июля ситуация будет неопределенной, и эта неопределенность могла бы давать коалиции какие-то шансы на срыв избирательной кампании. Но что с того, что коалиция не признает указ? Или президент упразднит указ? Конституционный суд в данном случае ничего сделать не сможет, поскольку все решается на уровне политических договоренностей топов-игроков. Коалиция указ не признает, но главное, что он есть. Президент признал окончательную недееспособность парламента. А затем, если будет нужно, 30 июля можно издать еще один указ, который откроет 60-дневной отсчет официальной предвыборной кампании".
Владимир Малинкович (директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований):
"Судя по высказываниям Мороза в Верховной раде, она склонна признать. Но я думаю, что имеет место политическая игра. Указ не выдерживает никакой критики. Ссылка на решение Конституционного суда от 17 октября 2002 года весьма проблематична, потому что это решение можно толковать и так и эдак - там вовсе не идет речь о том, что Верховная рада недееспособна по сложении полномочий депутатами.
А кроме всего прочего, вопрос о судьбе Верховной рады и большинства Верховной рады не решен еще и потому, что кандидаты в депутаты от партии Кинаха вовсе не собираются отказываться от возможности попасть в парламент. И если суды будут на их стороне, то не исключено, что они войдут в парламент вместо выбывших и тогда не будет этих 151 депутата, покинувших парламент. Иными словами вопрос еще не решен, а президент уже издает указ. Это типичная для президента проблема - спорные вопросы решать своим произволом. Считаю, что коалиция делает очень большую ошибку, идя на поводу у президента, потакая произволу. Это ставит страну не в простое положение, которое не случайно Путин назвал тиранией. В России авторитарный режим и вряд ли нужно во всем поддерживать Путина, но в данном случае речь идет именно об этом - один человек навязывает волю всей стране".
Евгений Копатько (директор Компании социологических и маркетинговых исследований ДИАЦ, Донецк):
"Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Считаю, что если все игроки договорились идти на выборы 30 сентября, то их нужно проводить. И не нужно для этого выдавать третий, четвертый, пятый указ. Эти указы просто станут смешными. На мой взгляд, важнее сейчас договоренность всех игроков. Они должны решить этот вопрос. А потом уже можно и указ выдавать, как говорил профессор Преображенский "окончательную бумажку", которая подтвердит легитимность выборов".
Виктор Небоженко (руководитель социологической службы "Украинский барометр"):
"Коалиции повезло. Этот третий указ президента - не настоящий третий. Он скорее промежуточный. Настоящий третий указ будет только в связи с введением элементов чрезвычайного положения. Это очередной указ, который позволяет еще раз сесть за стол переговоров Мороза, Януковича и Ющенка. По этому указу коалиция получает месяц свободы - между сегодняшним указом и началом 60-ти дней строка избирательной кампании. Этой ситуацией коалиция, конечно же, воспользуется для того, чтобы укрепить свою легитимность, активизировать Конституционный суд, Совет юстиции, общественность и полуживую Венецианскую комиссию, которая неожиданно обратила внимание на украинский кризис.
Можно смело прогнозировать, что коалиция не признает этот указ в части обоснования. Во-первых, президент уже несколько раз меняет основания для роспуска парламента. Во-вторых, в качестве обоснования там указанны договоренности между Морозом, Ющенком и Януковичем, а это достаточно малоубедительные аргументы для указа о досрочном прекращении полномочий Верховной рады. Кроме того, в этом указе упор делается на добрую волю "Нашей Украины" и БЮТ, которые занимаются самоликвидацией. Но самоликвидация не является характерным элементом политической жизни и нужно еще доказать, что это не политическое дезертирство, обман электората. Всеми этими обстоятельствами наверняка воспользуется коалиция. Нас ждет очень веселый месяц".