Тяжело в ученьях... [ Редагувати ]

Из года в год в нескольких регионах юга Украины признаком приближающегося лета становятся протесты некоторого количества, как простых людей, так и облеченных властью. Причина неоригинальна – учения Sea Breezе, "антимероприятия" – тоже.
Неуносимые ветром…
В последние годы к ярким свидетельствам разгара весны, помимо показаний столбика термометра и цветущих деревьев, становится начало масштабной кампании. Начинается она обычно в региональных властных кулуарах, а потом радостно выплескивается на улицы, воплощаясь в митинги, перформансы, палаточные городки… Каждый год "где-то" в конце апреля - начале мая стартует локальное развлечение, пользующееся особой любовью в Крыму, известное под кодовой формулировкой "Спаси туристов и родину – помешай Sea Breezе!".
Из года в год самым популярным в массах примером военных учений на территории Украины оказывается проект Sea Breezе – совместная инициатива Киева и Вашингтона в рамках "Партнерства ради мира". Проводимые с 1997 года международные учения предполагают отработку действий при гуманитарных акциях, например, "прогоняют" сценарий спасения жителей города при землетрясении (хотя поначалу планировалась репетиция антисепаратистских мероприятий), организовываются в основном за средства Пентагона, координируют действия представителей нескольких армий (в 2008 году Sea Breezе объединил представителей 16 стран), успешно проходят и работают на профессионализм украинских военных. Но какую бы пользу они не приносили, недовольные находятся всегда.
То ли дело в месте проведения (на территории лояльных к России регионов), то ли в составе участников (маневры, хоть и не являются "натовскими", но считаются таковыми, возможно, из-за того, что в качестве "приглашенных" гостей нередко выступают члены Альянса), но подготовка к очередным военно-морским "играм" обычно мирно не проходит. С самого начала само известие о появлении американских солдат на украинской земле вызывает глубочайшее отторжение не только у ряда полумаргинальных политических партий, возглавляет которые ПСПУ, но и у местных властей. Причем история даже знает пример, когда акция "антиучение" увенчалась-таки успехом, – в 2006 году Sea Breezе были сорваны из-за затянувшейся процедуры парламентского одобрения. Вероятно, подобный прорыв еще длительное время будет вдохновлять лагерь "антинатовцев", тем более что сценарий протестов неизменен.
Открытие летнего военного сезона обычно знаменуется весенним возмущением местных властей. И 2009 год не стал неожиданным исключением из правил. Никакой ветер, включая и бриз, не уносит знакомые тенденции. Первой заметной ласточкой стало, пожалуй, обращение депутатов Одесского областного совета к президенту и "старшим товарищам" из Верховной рады с просьбой не проводить Sea Breezе-2009. Причем, опираясь на сравнительно недавние события, одесские власть имущие "улучшили" обычную аргументацию "американцы российских туристов распугают" свежим оттенком: одна из главных причин, по которой не стоит проводить учения в этом году, считают в облсовете – "обострение отношений между Украиной и Румынией".
В Крыму депутаты были не столь креативны, и решили взять за основу все тот же проверенный туристический довод. Двадцать второго апреля прессу облетело громкое "фе" Верховного совета автономной республики, которые и сами считают проведение учений на территории полуострова недопустимым, и требуют солидарности от коллег из ВРУ. А пока суд да дело, а указ президента не одобрен народными депутатами, крымские парламентарии планируют "не оказывать содействие в подготовке и проведении" Sea Breezе.
Вполне прогнозированная "самодеятельность" крымских депутатов сразу же вызвала резкую реакцию Секретариата президента. Уже на следующий день заместитель главы СП Роман Безсмертный попытался разъяснить инициаторам решения, которые "не осознают роль и место ВР Автономной республики Крым", пределы их полномочий: "внешняя, оборонная политика" – это не их парафия. В принципе, при желании парламентарии автономии могут поискать оправдания своим действиям. Согласно Конституции АРК в сферу деятельности местного Верховного совета включено "участие в формировании основных принципов внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины в вопросах, касающихся интересов Автономной республики Крым". Правда, вопрос: насколько организацию ежегодно проводимых учений можно считать основополагающим принципом внешней политики – все равно останется открытым.
После крымского демарша, получившего широкую известность, аналогичный шаг Николаевского областного совета выглядел уже менее ярко. И снова весна, снова обращение в Верховную раду о недопустимости проведения учений, снова знакомая аргументация: туристы будут недовольны, митинги (как же без них) провоцируют политическую нестабильность в регионе, да и местные жители категорически против – жалуются на "ухудшение состояния здоровья и снижение иммунитета у детей". Старт "антинатовской" кампании прошел слаженно, предсказуемо и не слишком задорно. И пусть Министерство обороны заверяет: ни одна нога иностранного солдата не ступит... – красочные акции протестов еще впереди: до июля, когда предполагается провести Sea Breezе, нужно не растерять боевой дух. Пока же "весенняя стадия" не просто предваряет летнюю, но и хорошо вписывается в общий контекст.
Ученьям – свет, границам – тьма?
Причины того, что первый этап "антибризовской" кампании приходится на весну, в принципе, лежат на поверхности. Во-первых, это практически неисчерпаемый источник пиара, и чем раньше им можно начать пользоваться, тем лучше. Во-вторых, специфика "боевых" действий требует предварительной артподготовки – а вдруг старшие коллеги позабудут об "американской угрозе" и как-нибудь утвердят проведение учений между делом. В-третьих, противодействие агрессору в любом случае более захватывающее занятие, чем борьба с кризисом, например. Но кроме этого из года в год можно отыскать дополнительные "отягощающие обстоятельства". В 2009 они представлены в ассортименте.
В апреле 2009 года в первую очередь бросается в глаза некоторая "вторичность" активности власть имущих украинского Юга. По большому счету, они идут в кильватере "старшего брата", ведь у всех на слуху более громкое возмущение по поводу военных учений – РФ не устраивает грядущее появление войск НАТО в Грузии.
Как известно, с 6 мая по 1 июня на территории Грузии должны пройти многонациональные учения Сooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09 в формате "НАТО и партнеры". И, как не менее известно, подобные планы вызвали крайне негативную реакцию Москвы. Как и следовало ожидать, Кремль, для которого после августа 2008 года через Тбилиси проходит ось мирового зла, аргументирует свое возмущение в стиле "вот не надо нас провоцировать". Главный источник провокации – это то, что, несмотря на недавнее легкое потепление отношений между Россией и Альянсом, в полноценном формате они восстановлены не были. "Пока не восстановлены военные контакты между Россией и НАТО, и нет восстановленного доверия между нашими сторонами, бряцать оружием рядом с нашими границами провокационно", - патетично разъяснял позицию своего руководства постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Безусловно, не менее значимым является тот факт, что "бряцать оружием" войска блока собрались не где-нибудь, а в Грузии. В интерпретации Кремля это звучит так: "До тех пор, пока грузинское политическое руководство вынашивает свои агрессивные планы по отношению к странам-соседям, проводить какие бы то ни было военные "игрища" на территории Грузии - провокация чистой воды, вторая провокация". Следует отметить, что агрессией по отношению к соседям считаются выстрелы по российским миротворцам, а вот концепция принуждения к миру таковой, по всей видимости, не является. И, наконец, по мнению Москвы, учения окончательно дестабилизируют ситуацию в Грузии, где проходит цикл акций протестов оппозиции.
Российская аргументация, в общем и целом, абсолютно предсказуема – было бы странно, если бы Москву радовало военное сотрудничество Тбилиси и НАТО. Поэтому неудивительно, что отказ нескольких стран (Казахстана, Эстонии и Латвии) вызвал в России одобрение (хотя прибалтийские страны "кивают" на собственные финансовые затруднения, а не на высокие "антиагрессорские" идеалы). Интересно, скорее то, что РФ превращает проведение учений на территории Грузии в повод для ультиматума: или Альянс от них отказывается, или восстанавливать работу с ним Россия не станет. В Брюсселе к российским претензиям отнеслись по-философски: заверили Москву, что ей ничто не угрожает, а Тбилиси – что договоренности сохраняются. Кремль, вопреки угрозам, тоже пока действует несколько вяло – пообещал, что встреча начальника Генштаба РФ с комитетом генеральных штабов стран-членов Альянса не состоится – и только. Тем не менее, маховик громкого скандала, цель которого не столько "похоронить" отношения РФ с НАТО – геополитическим игрокам подобного масштаба совсем без взаимодействия обойтись затруднительно, сколько очередная информационная война против Грузии, запущен… Что интересно, Украина не планирует принимать участие в Сooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09. С одной стороны, подобную ситуацию можно было бы предположить – финансы отечественной армии поют настолько громкие романсы, что под угрозой оказывается и миротворческая деятельность… С другой – в распоряжении Киева в ближайшие месяцы может оказаться неплохой ассортимент собственных проблем, и тоже из-за учений.
Естественно, речь о том, что из солидарности с Россией (а ля "мы тоже против НАТО" – и не важно, что Блок тут не при чем) украинские политики сорвут Sea Breezе-2009 пока не идет. Хотя, полностью исключать вероятность подобного развития событий не стоит. Как-никак вопросы обороны входят в сферу влияния президента, а у главы государства в последнее время образовались серьезные трудности с парламентской поддержкой. С другой стороны, правила предвыборного времени – слишком большой соблазн для того, чтобы совсем не использовать настолько "вкусную", с точки зрения оппозиции, тему. Но все это – дела грядущих дней. А прямо сейчас поведение, в первую очередь, крымских парламентариев неплохо вписывается в общий контекст проявления верноподданнических чувств по отношению к Кремлю.
В принципе, попытку воспрепятствовать проведению украинско-американских военных учений можно расценивать как неплохой пример лояльности руководства АРК (и сочувствующих) к власти другого государства. Причем необязательно искать стратегический подтекст, забота крымчан имеет и прямой характер: обычно опасаются, что звездно-полосатые флаги отпугнут не просто "сферических туристов в вакууме", а именно российских. С другой стороны, после зимнего затишья на территории автономии вновь взыграли своеобразные патриотические чувства: то пророссийский митинг проведут, то пограничный столб с флагом РФ установят – стандартные развлечения уже давно не удивляют. А Москве, тем временем, подобная моральная поддержка может быть полезной – в очередной раз стал ребром вопрос делимитации морских границ (на 22-23 апреля был назначен очередной этап переговоров пока еще экспертов, а впереди – встречи на более высоком уровне). Простым "пограничное" общение явно не будет, тем более что оно заранее сопровождается отвлекающими информационными маневрами. На днях посол РФ высказался по поводу того, что проблему границ нужно решать "по доброй воле двух государств" – международные нормы, мол, тут подходят. Трудно сказать, как с доброй волей могут сочетаться перманентные акции в стиле "Крым хочет назад к России". Скорее уже речь идет о не слишком тонком моральном давлении – "мы за вами Крым оставляем, хотя смотрите, как он против, а вы и кусок моря уступать не хотите"… Очередная порция "первых шагов" уже вовсю делается. "Россия никогда не согласится с тем, чтобы у Ростова стояли чужие корабли. И это должны все понимать", - прокомментировал Виктор Черномырдин потенциальную границу в Керченском проливе. Очевидно, что речь идет об украинских кораблях. Но, если вспомнить о том, как НАТО "бряцает оружием" в Грузии, волей-неволей вспоминается "свой" Sea Breezе. С американскими кораблями у Ростова (раз уж речь не идет о проектах РФ) России соглашаться и вовсе не с руки. А в Крыму наверняка отнесутся к этому с пониманием, причем превентивно и с большой радостью. Жаль только, что коа не находятся заинтересованные в принципиальном изменении ситуации. До тех пор основная тяжесть международных военных учений будет ложиться на идеологические "плечи".