Предпосылок для массового закрытия бизнеса нет, уверяют в Налоговой [ Редагувати ]
С первого апреля вступили в силу очередные налоговые изменения. К позитивным моментам можно отнести снижение отчислений на прибыль на 2%, до 23%. А также объединение бухгалтерской и налоговой отчетности. Однако эти нововведения сыграют на руку, в первую очередь, крупному бизнесу. А вот четыреста тысяч частных предпринимателей, работающих по системе единого налога, могут прекратить свою деятельность. Иначе они будут вынуждены платить гораздо больше в казну, и ежемесячно сдавать контролирующим органам десятки отчетов. Большинству это не под силу. Выгодна ли такая ситуация для экономики страны, изучал Артём Алёшин.
Украинские предприниматели едва привыкли к новым налоговым правилам, вступившим в силу три месяца назад, как подоспели очередные изменения. По мнению власти, они позволят перекрыть теневые схемы, увеличить доходы бюджета и в тоже время стимулировать развитие бизнеса. Однако для мелких предпринимателей нововведения далеко не однозначны.
В первую очередь для тех, кто сотрудничал с крупным бизнесом. Работая по упрощенной системе налогообложения, частные предприниматели были желанными партнерами для предприятий, корпораций или торговых сетей. Ведь услуги "упрощенцев" не облагались налогом. До первого апреля. Теперь за них придется платить налог на прибыль. Бизнесменов это не устраивает, жалуется бухгалтер Денис Тафий. Чтобы его услуги не отягощали заказчиков, нужно переходить на общую систему налогообложения.
Денис Тафий, частный предприниматель:
- Я буду вынужден хоть и сниженный налог на прибыль 17% платить, но учитывая мои небольшие заработки, для меня это получается невыгодно.
Но бизнес-партнеры непреклонны, - отказывайся от единого налога или прекратим сотрудничество, сетует Денис. Что делать дальше, пока не решил. Если закрыть собственное дело и стать наемным работником, то уменьшатся доходы.
Денис Тафий, частный предприниматель:
- Я так посчитал, посмотрел интернет, посмотрел вакансии, доход у меня конечно будет меньше, чем когда я зарабатывал, работая "спдшником" и оказывал услуги юрлицам.
Таких как Денис в Украине порядка четырехсот тысяч. Многие из них идут за помощью к юристам. За последний месяц количество обращений увеличилось в несколько раз, говорят в одной из столичных адвокатских контор. Однако в новых реалиях выбор у предпринимателей невелик.
Константин Пильков, адвокат:
- Для большинства этот вопрос решается, во-первых, в пользу отказа от нахождения на упрощенной системе налогообложения и, во-вторых, переход в такой режим выжидания.
То есть предприниматели не закрывают бизнес, но никакой деятельности не ведут. Как следствие, официальная статистика пока не показывает резкого снижения численности мелких бизнесменов. Однако, через несколько месяцев ситуация может измениться, прогнозируют эксперты. Хотя в налоговой службе с этим не согласны.
Александр Клименко, заместитель главы Налоговой службы Украины:
- Не має предпосилок для масового закриття власного бізнесу. Але якісь проміжні підсумки, ми можемо підвести після роботи у другому кварталі.
А вот схема уклонения от уплаты налогов уже перекрыта, рапортуют в ведомстве. Предприятия не смогут больше оформлять своих сотрудников как частных предпринимателей, чтобы уменьшить отчисления в бюджет. Контролирующие органы насчитали 170 тысяч таких работников.
Александр Клименко, заместитель главы Налоговой службы Украины:
- Якщо б оці сто сімдесят тисяч підприємців за попередній період працювали як наймані працівники, то держава получила би до бюджету близько одного мільярда доходу з фізичних осіб та близько двох мільярдів соціального внеску.
А вот двести тридцать тысяч предпринимателей, которые работали "чисто", могут воспользоваться другим нововведением - "налоговыми" каникулами. Государство разрешает бизнесу пять лет не платить налог на прибыль.
Но при нескольких условиях: работать придется не по упрощенной, а по общей системе налогообложения, с десятками ежемесячных отчетов; годовой оборот не должен превышать трех миллионов гривен, а количество наемных работников - двадцати человек.
Однако "пряник" для бизнеса получился малосъедобным, считают экономисты.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
- На сегодняшний момент оборот три миллиона - это практически ничто. Это какая-то маленькая мастерская по производству одежды, может какой-то примитивной мебели. Для торговой компании бессмысленно, для производства крупного и даже среднего бессмысленно.
И даже полугодовой мораторий на штрафы не радует, уверяют эксперты. Предпринимателей отпугивает сложная отчетность.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
- Нельзя с помощью такой одной льготы, одного налога, оставив весь хаос фискальной системы, сказать что мы вот сделали и бизнес теперь будет развиваться.
Впрочем, частично отчетность все же упростили. По крайней мере, объединили налоговый и бухгалтерский учеты. Активно внедряется электронный документооборот, чтобы сократить очереди в инспекциях. Однако, это лишь косметические изменения. Самая животрепещущая проблема - не решена - какие же суммы должен платить государству мелкий предприниматель. В Кабмине еще не пришли к единому мнению. И когда парламент получит соответствующий законопроект не известно.
Артем Алешин, Никита Исайко, "Подробности недели", ТК "Интер"