Фармкомпании не хотят делать дешевую таблетку от смерти [ Редагувати ]

Давно известно, что каждый человек в возрасте более 55 лет может значительно уменьшить риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта, принимая несколько недорогих лекарств в малых дозах. По мнению редактора British Medical Journal Ричарда Смита (Richard Smith), для этого достаточно аспирина, фолиевой кислоты и три препарата, снижающих артериальное давление.
Такая комплексная терапия назначается медиками, но не всегда. Кроме того, далеко не каждый пациент следует указаниям своего врача. Смит уже не в первый раз предлагает объединить эти лекарства в одну таблетку, что, по мнению специалистов, снизит риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта в несколько раз.
Редактор BMJ посчитал, что за последние годы идее "мультитаблетки" (политаблетки, Polypill) были отданы несколько метров журнальных полос, однако препарата так и не появилось. Ни один из фармпроизводителей или государственных институтов даже не начал соответствующие исследования. Одновременно с этим коллеги-медики не преминули назвать Смита параноиком, придумавшим очередную панацею.
Если нужные лекарства уже существуют и назначаются врачами в комплексе, казалось бы, нет ничего проще, чем соединить их в одну таблетку и начать продажи. Тем более, опросы общественного мнения показывают, что большинство пациентнтов готовы перейти на такой способ лечения и профилактики.
Однако в фармацевтике необходима сертификация, которая осуществляется по результатам исследований. То есть, прежде выхода таблетки на рынок, придется доказать, что множественные ингредиенты не усиливают нежелательные побочные эффекты друг друга и вместе действуют лучше, чем по отдельности. Чаще всего такие исследования спонсируют фармкомпании, но сложившаяся конъюнктура рынка показывает, что никому из крупных игроков фармбизнеса такая таблетка не нужна.
Современных фармпроизводителей можно разделить на две группы - тех, кто разрабатывает новые лекарства, защищая их патентом, и тех, кто покупает лицензию на охраняемый патентом препарат или производит лекарства, патент на которые уже не дейсвителен (дженериковые компании). Если эффективность "мультитаблетки" докажут первые, то дешевый продукт, который не защищен патентными правами, в итоге отнимет покупателей у производимых ими дорогих препаратов. Во втором случае, от фармкомпаний тоже не стоит ждать энтузиазма. Дело в том, что такие коимпании обычно реализуют давно известные лекарства по низким ценам и получают прибыль засчет больших объемов продаж. Их продукция известна и без рекламы, а продвижение новых марок, к которым относилась бы и "мультитаблетка" просто не вписывается в их бизнес-модель.
Редактор BMJ полагает, что среди бизнесменов все же найдутся заинтересованные, и испытания будут проведены. Хотя, по мнению Смита, их хороший результат вполне предсказуем.
Как уже говорилось выше, появления новой таблетки с нетерпением ждут пациенты. Судя по письмам-комментариям к статье, профессиональные медики тоже проявляют интерес к продукту. То есть, у дешевой чудо-таблетки есть реальный шанс найти своих покупателей. Возможно, она даже будет готова уже через несколько лет и включит в себя дополнительные ингредиенты. Смит надеется, что это произойдет до его 55-го дня рождения, когда для приема "мультитблетки" у медика появятся настоящие показания.