В Киеве появился экскурсионный маршрут "Сталинское метро" [ Редагувати ]
На карте Киева появился новый экскурсионный маршрут. "Строительство номер один" - или сталинское метро, как его назвали в народе. Гигантская стройка закипела в 38-м. Но остановилась с началом войны. С тех пор применение туннелям так и не нашли. Зато вот находчивые экскурсоводы приводят сюда иностранных туристов. Может ли появиться вторая жизнь у секретного объекта? Узнавала Лариса Задорожная.
Заброшенная бетонная конструкция. С горами мусора и нецензурной лексикой на стенах. Так сегодня выглядит "Строительство номер 1". Когда-то засекреченный объект Советского Союза.
Анна Шевчук, экскурсовод проекта "Интересный Киев":
- Это потрясающий инженерный проект. Потому, что ошибка могла быть не более 5-10 см. Это фантастический проект, который возможен был только в советском союзе.
Фантастика - это два туннеля под водой. Под Днепром ходили бы поезда, машины и танки. Это не сказка. Это план Сталина. Туннели должны были заменить киевские мосты в случае боевых действий. Стройка велась в нечеловеческих условиях. Рабочие находились в туннелях всего около часа, настолько высокое было давление.
Анна Шевчук,экскурсовод проекта "Интересный Киев":
- были специальные госпиталя, где лежали эти ребята. по 2 недели, потому что их трусило.
Что делать с гигантским недостроем? Об этом думали и после войны, и в наши дни.
Дмитрий Малаков, старший научный сотрудник музея истории Киева:
- Там залишились тюбінги від рештків тунелю, які потім були використані при спорудженні київського метро.
Но всему остальному найти применение архитекторы не могут до сих пор. Около 600 метров туннелей - под водой и почти километр на земле - памятник бесхозяйственности.
Евгений Лишанский, бывший главный архитектор Генерального плана Киева:
- Можно выращивать шампиньоны, но для этого нужно откачать воду. Они затоплены уровень грунтовых вод поднялся в связи с Каневской ГЕС, в период паводка их вообще затапливает. Технически все это возможно, но это неосязаемые капиталовложения.
Несмотря на это, конструкции - довольно популярное место. Здесь можно всегда кого-нибудь встретить. У любопытных свои версии второй жизни "строительства номер один".
Масштаб человеческого вандализма. Это остатки металлических столбов. Представьте себе, 17 метров в высоту срезаны под самое основание. Охотники за металлами не прекращают поиски до сих пор.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Это на первый взгляд, у бывшей советской стройки нет хозяина. Но ведь черта украинцев - предприимчивость. Некоторые сделали стены туннелей украшением своих дворов. А самые предприимчивые умудрились из когда-то секретного объекта сделать сарайчик.
Его скрывает высокий забор. Советский долгострой неведомыми путями стал частной собственностью. Долгострой, который до сих пор таит немало загадок. Одна из них - хранятся ли отравляющие вещества, которые немцы спрятали во время войны. Пока же по остаткам сталинских лабиринтов гиды водят туристов. Иностранцам такая экзотика нравится. Несмотря на то, что экскурсия всегда начинается словами - это одна из самых засекреченных строек. Но извините, здесь дурно пахнет и много мусора.
Лариса Задорожная, Вадим Свиридонов, "Подробности", Тк "Интер"