Сегодня Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 75 лет [ Редагувати ]
Он полностью изменил роль мужчины в классическом балете, вывел его на первый план. Совершив дерзкий побег из СССР, мировое признание получил в Великобритании и Франции. Сегодня - 75 лет со дня рождения Рудольфа Нуриева - выдающегося артиста, первого из целой плеяды танцовщиков-невозвращенцев. Как хрупкому советскому мальчику удалось стать настоящей звездой, напомнит Оксана Кундиренко. Ей удалось встретиться с другом и коллегой артиста.
- Мужская вариация в исполнении Нуреева.
После этого показательного выступления стало понятно: взошла новая звезда советского балета. Специалисты отмечали необычайную пластику и ювелирную точность исполнения.
- Особенно виртуозны у него вращения.
Зрителей покорил темперамент. Хотя артистом Нуриев мог и не стать, отец - кадровый военный и партийный работник - был категорически против.
Рудольф Нуриев, артист балета (1993):
- Каждый раз, когда отец видел, что я танцую - он бил меня, но я все равно это делал. Мать, конечно, была моим союзником, и все как-то обходилось.
Татарин Рудик Нуриев родился незадолго до начала войны. Семья жила очень бедно, часто даже голодала. Единственное, что увлекало мальчика ещё со школьных кружков самодеятельности - это сцена.
Он окончил Ленинградское хореографическое училище, начал выступать в Кировском театре и через несколько лет стал лучшим. Но из-за слишком вольного поведения во время загрангастролей его решили досрочно вернуть на родину. Тогда произошло самое знаковое событие в жизни артиста - возвращаться он просто не захотел. До этого на такое не осмеливался никто.
- Вообще я танцовщик романтического плана, но хотел бы танцевать и современные вещи. Попробовать себя в разных стилях. Я танцую, так как думаю, как чувствую.
Танцовщик остался в Европе без денег и знания языка. Но у него были талант и фантастическая трудоспособность. Он учился у европейских метров и вскоре начал работать в Лондонском Королевском театре. Публика была в восторге от Нуриева, его фотографии не сходили с первых полос газет. Свои первые очерки в Гардиан танцевальный критик Джудит Макрелл писала именно об этом человеке.
Джужит Макрелл, танцевальный критик:
- На самом-то деле его техника не была такой уж хорошей. Я бы сказала - им двигал голод, голод по сцене. Это имело огромное влияние на британский балет. Особенно молодёжь. Целое поколение мужчин-танцовщиков последовало его примеру.
Пример неподражаемый - вот представление с легендарной английской балериной Марго Фонтейн. 89!!! раз - рекорд Гиннесса - их вызывали на поклон.
Елена Лебедева, куратор выставки "Нуриев – танец":
- Например, в 1975 году он дал свыше 300 спектаклей. И сохранились его высказывания: "больше ничего нет, пока я танцую - я доволен" и другая "все чтобы ты не сделал нужно окропить своей кровью". И вот это та цена, которую он заплатил за свой успех.
Нуриев вывел на главные роли артиста-мужчину и первым стал выходить на сцену в откровенно обтягивающем трико. Привёл балет на телевидение, снимался в кино и не боялся быть смешным.
Ему стоя аплодировали в США, Австралии, Японии и во всех крупных театрах Европы. Хотя при внешней лёгкости общения, у Нуриева был весьма сложный характер.
Алкис Рафтис, международный танцевальный консул ЮНЕСКО:
- Он был необычным, странным человеком, не таким как другие. Он был эгоистом, к несчастью для него самого. Но с другой стороны - это очень хорошо для артиста. Правда, иногда он был попросту груб с другими людьми.
Гению всё прощали, в пик его популярности мир охватила "Рудимания". Артист стал настоящей иконой - длинные волосы, стильная одежда и роскошная жизнь.
Оксана Кундиренко, корреспондент:
- Нуриев был не только выдающимся артистом, сегодня его бы назвали успешным менеджером. Здесь, в Париже он стал директором одного из самых известных театров в мире - Гранд-опера. При этом продолжал постоянно выходить на сцену. Те времена во Франции считаются "золотым веком балета", а Нуриева называют не иначе, как гений, создавший десятки незабываемых постановок.
Вершин в балете он достиг именно в этом здании, стал выдающимся хореографом, научился дирижировать и играть на фортепиано. Десятки миллионов долларов, которые "натанцевали его ноги" Нуриев тратил на квартиры, машины, даже купил остров в Италии.
Шарль Жюд, друг Рудольфа Нуриева:
- Он едва ли не оптом скупал дорогие ковры, украшения, картины. Его дом в Париже был похож на музей, все стены увешаны произведениями искусства. Он был похож на Али Бабу - столько вещей вокруг, класть некуда! Под кровать даже засовывал.
Партнёр по спектаклям и добрый друг Шарль Жюд оставался с ним до последнего. Сегодня он смотрит на портреты Нуриева, как на своё отражение - в молодости их часто путали.
Шарль Жюд, друг Рудольфа Нуриева:
- Он всегда пытался казаться сильным, а не больным. Он очень хотел жить, никогда не жаловался. Последней его постановкой стала "Баядерка" в парижской опере. И после премьеры он сказал мне - теперь можно и отдохнуть. И мы вместе отправились в отпуск.
В это время Нуриев уже знал, что болен СПИДом. Несмотря на это, он продолжал репетировать у себя дома.
Уна Сен Тропе, художница, автор серии портретов Рудольфа Нуриева:
- Столько сказано о его смерти. Неужели это конец или это его ренессанс? Пусть ответ каждый найдёт для себя.
Нуриева похоронили на парижском кладбище Сент-Женевьев де Буа недалеко от могилы Сержа Лифаря. И даже здесь артист проявил свою особенность. По завещанию его надгробие покрыто мозаичным ковром, под которым покоится сундук с драгоценностями.
Оксана Кундиренко, Вениамин Трубачёв и Геннадий Вивденко. "Подробности недели", телеканал "Интер", Лондон - Париж - Бордо - Москва - Киев