Украинские невозвращенцы афгана [ Редагувати ]

Когда 18-летнего украинца Геннадия Цевму призвали в армию, война в Афганистане продолжалась уже четыре года. Его младший брат Сергей, которому тогда было одиннадцать, вспоминает, что новобранца пришла провожать вся улица.
Но вскоре из Афганистана пришли два письма. В одном было сказано, что Геннадий - предатель, а во втором - что он ушел в самоволку. "Я всегда надеялся, что мой брат жив, - говорит Сергей. - Я хотел отправиться в Афганистан и найти его, когда стану солдатом". Но его мечтам не было суждено сбыться до нынешнего времени.
"Никмамат" теперь живет на севере Афганистана в городе Кундуз. Он работает водителем и получает 180 долларов в месяц - вполне достаточно, чтобы прокормить себя, жену и троих детей.
"Я чувствую себя афганцем"
"Я постарел, - говорит Никмамат, которого когда-то звали Геннадий. - Посмотрите на меня: мне 38 лет, а я выгляжу как старик. Я скучаю по родине". Геннадий-Никмамат говорит, что не сбегал из армии. По его словам, он просто заснул на посту и был захвачен моджахедами. "Они мне сказали: если хочешь, прими ислам. Если нет, мы тебя убьем", - рассказывает он.
Моджахеды заставили Геннадия воевать на их стороне с советскими войсками. "Но я ни разу не стрелял", - уверяет бывший солдат.
Геннадий Цевма все еще боится возвращаться на родину, опасаясь репрессий. Более чем через 20 лет после того, как он покинул родину, Геннадий позвонил своему брату. "Привет! Я обязательно приеду, - пообещал он ему. - Не волнуйся. Просто подожди. Хорошо?".
А еще в Кундузе живет Ахмат. Он тоже родился в Украине, и его когда-то звали Александр Левенец. Во время войны он сбежал из части, где его якобы унижали офицеры.
Как и Геннадий, он стал одним из моджахедов. Однако в отличие от своего земляка, Александра дома никто не ждет: члены его семьи давно умерли. А в Афганистане у него жена и двое дочерей. "Честно говоря, я не хочу возвращаться, - признается он. - Я уже чувствую себя афганцем".