Невостребованная свобода [ Редагувати ]
За пять лет существования донецкие специальные экономические зоны доказали, что почти никому не нужны. Но парламент так и не смог их ликвидировать.
С чего все начиналось
Начиная с 1998 года эксперимент с особой системой налогообложения новых инвестиционных проектов в Донецкой области (а именно к снижению фискального давления, в конечном счете, сводится режим любой СЭЗ), власти поставили несколько целей. Что касается специальной экономической зоны "Донецк", которая создавалась на площади 466 га за юго-западной окраиной областного центра, то в уже упоминавшемся законе было зафиксировано требование расположения там "предприятий, использующих новейшие технологии с целью производства товаров на экспорт и поставку их на внутренний рынок". Еще одна СЭЗ "Азов" (314 га) должна была разместиться в портовом Мариуполе, за ней законодательно закреплялась функция "обслуживания транзитных грузов, их хранение, дообработка, сортировка, упаковка, предоставление транспортно-агентских и экспедиторских услуг". Разумеется, опять же "с использованием новейших технологий".
В то же время нескольким так называемым депрессивным городам и сельским районам области был предоставлен статус территорий приоритетного развития (ТПР), что также предполагало получение существенных экономических льгот при ведении хозяйства - прежде всего с целью сохранения старых и создание новых рабочих мест и, соответственно, смягчения социальных последствий закрытия нерентабельных угольных шахт, неперспективных производств и т. п.
Чтобы отечественный и заграничный капитал рискнул "прописаться" в донецких СЭЗ и постепенно создал там условия для революционного прорыва к технологиям XXI века, потенциальным участникам эксперимента были предложены в спецзонах немалые гарантии и преференции. Обе донбасские спецзоны, в соответствии с законом, создавались на 60 лет, на протяжении которых субъекты ведения хозяйства на их территории освобождались от уплаты части налога на прибыль, а при соблюдении определенных условий - также от налога на добавленную стоимость, акцизов, ввозных и вывозных таможенных сборов, принудительной продажи полученной валютной выручки и т. п.
Льготы, предложенные на территориях приоритетного развития, были не такими продолжительными по времени, но особо привлекательными в начале реализации инвестиционного проекта. В частности, полученный в первые три года ведения хозяйства доход освобождается от налогообложения полностью, с четвертого по шестой год - облагается "в половинном режиме" (причем точка отсчета берется с момента получения первой выгоды, что полностью зависит от "способностей" главного бухгалтера). Также отменяется ряд обязательных платежей, а главное - целых пять лет не берутся НДС и таможенные сборы с импортируемых на нужды ТПР оборудования, сырья.
Мистика или мистификация?
Сегодня независимые эксперты утверждают, что определенный разнобой в льготах для СЭЗ и ТПР и привел к нынешней почти парадоксальной ситуации. В выборе между спецзоной и территорией приоритетного развития частный капитал преимущественно действовал по принципу: "Хоть день, да мой!". В результате львиная доля инвестиционных проектов, одобренных к реализации областным советом по вопросам СЭЗ и ТПР, реализуется именно за счет последних (хотя законодательно приоритетные территории задумывались только как своего рода дополнение к специальным экономическим зонам).
Именно благодаря территориям приоритетного развития региональные власти получили со временем возможность отчитываться о поразительных успехах "зонной" политики: на сегодня, согласно официальной статистике, для реализации в Донецкой области одобрено 175 проектов с общей суммой инвестиций $1,785 млрд. Благодаря этому сохранено 26 тысяч старых и создано 46 тысяч новых рабочих мест, привлечены капиталы из 21 страны мира, обновлено 4,5% основных производственных фондов и многое другое.
Что касается "чистых" СЭЗов, то судьба их печальна. В спецзоне "Донецк" застроен всего 1% выделенной территории: здесь модульным методом возведена небольшая мясоперерабатывающая фабрика и "отверточное" сборочное производство донецкого концерна бытовой техники "Норд". Ведь у зоны, хоть ей уже шестой год, нет ни обязательного ограждения, ни таможенных и пограничных постов, да и отправить произведенную здесь продукцию на экспорт с использованием законодательных льгот очень проблематично.
В мариупольской спецзоне "Азов" еще в начале ее существования была проведена в льготном режиме частичная модернизация судоремонтного завода на 2,737 миллиона гривен - за собственный счет этого предприятия. Но уже многие последующие годы в графе привлеченных по "Азову" инвестиций сплошные нули.
Понятно, что инвестирование в мясные полуфабрикаты, холодильники или ремонтное оборудование весьма приблизительно подпадает под определение столь желанных "новейших технологий", ради которых стоило бы снимать налоговое бремя с Донетчины, переложив миссию наполнения государственного бюджета на остальные регионы Украины. В свое время донецкие руководители даже прибегали к "невинной" мистификации, демонстрируя официальным гостям из Киева маслоэкстракционное производство транснациональной корпорации Cargill - действительно суперсовременную новостройку, которая, впрочем, ни малейшего отношения к разрекламированной СЭЗ "Донецк" никогда не имела.
Однако реклама донецких зон, нужно признать, была масштабной и эшелонированной. Донбасс уверенно шагал во главе 11 украинских свободных экономических зон и 66 льготных территорий (58,8% привлеченных в целом инвестиций украинскими СЭЗ и ТРП), динамикой своих статистических успехов доказывая принципиальную жизнеспособность такой формы экономики. Постепенно, за дымовой завесой торжественных рапортов "наверх", область распространила режим ТПР почти на всю территорию региона, за пределы "депрессивных" шахтерских городков. Например, на Мариуполь, где благодаря двум металлургическим комбинатам чуть ли не самый высокий в Украине процент занятости населения, или на "украинскую столицу машиностроения" Краматорск.
Благодаря льготам по налогообложению регион не так прорывался к мировым достижениям hi-tech, как уверенно реанимировал свои традиционные отрасли, в первую очередь экспортоориентированные металлургию, металлообработку, химию. Те в Украине, кто мог последовать "крутому" опыту донетчан, пытались поскорее это сделать, другим оставалось тихо завидовать...
"Колбасное дело", или чужие среди своих
Первые нападки на донецкие СЭЗ и ТПР зазвучали откуда не ждали. С 2002 года украинские аграрии все громче винят Донбасс в том, что через его "налоговые дыры" в Украину импортируются потребительские товары в таких масштабах, которые, мол, ставят под угрозу существование отечественного производителя. Широкую огласку, в частности, получило "дело трех колбасных заводов", которые, используя беспошлинный режим ТПР, ввозили из-за границы куриные окорока для производства дешевых сортов колбасы. При среднем тарифе сырья $0,9 за килограмм розничная цена на "почти настоящую" вареную "Докторскую" и "Любительскую" колебалась в пределах $2,6, и при таком "подъеме" масштабы колбасного бизнеса на индустриальном Донбассе очень быстро достигли уровня, действительно составлявшему незаурядную конкуренцию другим, лишенным льгот отечественным производителям мясной продукции.
Многомесячное соревнование по перетягиванию налогового одеяла в парламенте и правительстве закончилось тем, что Киев вывел отрасль мясопереработки из списка приоритетных направлений предпринимательства для донецких ТПР, а также взял на себя функцию первичного принятия инвестиционных проектов (ранее эксклюзивное "добро" на реализацию давал сам Донецк). Однако в последние дни вдруг оказалось, что "колбасные короли" Донбасса возобновили схему поставки заграничного сырья: сначала оно экспортируется в СЭЗ "Донецк", а потом совершенно законно, но без уплаты пошлины передается конечному заказчику. Правительство Виктора Януковича было вынуждено "обидеть" земляков и ввести (постановление КМУ # 146 от 11.02.04) квоты на вывоз за пределы этой спецзоны ряда мясопродуктов.
23 марта окончательно решить судьбу донецких СЭЗ попыталась Верховная Рада. Народный депутат Валентин Ландык предложил парламенту досрочно ликвидировать специальные экономические зоны "Донецк" и "Азов". Мол, намного целесообразнее было бы перевести многострадальные СЭЗ в ранг ТПР, наконец перестав ссылаться на китайский, таиландский и другой опыт стран третьего мира, доказывающий возможность "сублимации" экономических льгот в ускоренное развитие экономики. Ландык знает, что говорит. Известный донетчанин - владелец большого пакета акций концерна "Норд". Следовательно, это его предприятие почти самостоятельно имитирует инвестиционное prosperity СЭЗ "Донецк", напрасно расходуя деньги - сначала на транспортировку комплектующих в спецзону, а потом смонтированной бытовой техники - назад, на главный завод. Однако парламентарии большинством голосов отклонили "ликвидационное" предложение.